Терпение, долг и приоритеты.Квартирный вопрос.

Nov 17, 2013 02:29

Каждая страна, стремящаяся стать передовой державой, становится перед необходимостью иметь современный флот. Создавать флот- значит строить корабли. На Советском ДВ, в начале века судостроением занимался лишь заложеный при царе Владивостокский Дальзавод. Один он не мог справиться с задачей оснащения нового флота.В 1931 году правительство решило строить судостроительный завод на Амуре. Он стал первым на Амуре предприятием для постройки морских судов.


1.Берег Осиповского затона в 1933 году.

Зимой 1931 года стройку начали в районе села Третий Воронеж, но затем прервали ее. Завод тут соорудить было сложно. Крутые заросшие сопки, берег ровный, без затона.Для его обустройства требовалось углублять впадающую в Амур протоку.

Проектировщики продолжали исследование амурского берега ,и нашли более подходящее место для завода-на базе Амурской флотилии, в Осиповском затоне. Сюда и перекочевали строители. Осиповский затон располагается в 15 км от центра города. Он использовался в ту пору для отстоя и ремонта судов Амурской флотилии. Отпадала необходимость тянуть новую железнодорожную ветку (от станции Амур и Базы КАФ уже существовала).Под первые цеха предполагалось использовать кирпичные дореволюционные постройки КАФ. Место было живописное,но практически дикое. Рубили таежные деревья, срывали ,отодвигали сопки и расширяли береговую полосу, что-бы создать строительную площадку для завода. Основными орудиями труда были лопаты и тачки. Машиный парк был ничтожен и задействован на доставке грузов со станции.



2.пароход "Саратов"

Народ на стройке работал разный. Первыми потянулись давно живущие тут переселенцы, привлеченные новыми перспективами. Позже стали прибывать вербованные рабочие из дальневосточных и сибирских деревень, сел и городов. Ехали, всколыхнувшиеся грандиозными замыслами по строительству новой жизни в стране, кадровые рабочие - опытные специалисты-корабелы. В июне 1932 года на Воронежском рейде, у Осиповского затона ошвартовался океанский пароход «Саратов»,он стал здесь плавучей мастерской, источником электроэнергии и сжатого воздуха,жильем для рабочих и специалистов из Лениграда, Николаева.В июне 1932 года на станцию Покровка прибыли специалисты из Ленинградских,Ярославской,Пермской и Сормовской верфей.В 1933 году коллектив только судостроителей составил более 800 человек.К осени 1933 года в коллективе было уже больше 1000 специалистов.В июне 1933 года,в срок установленный планом,в Хабаровске был спущен первый собранный корабль.

Работающие на заводе, были расселены в непрерывно строившихся бараках,в них были расселены и ранее проживавшие на «Саратове».Времянками было не только жилье,но и первые деревянные цеха.


Вот  рассказ о временном жилье первых «Кировцев»(Имя Кирова присвоено Хабаровскому заводу в апреле 1935 года): «По тропинке поднялся Ефименко на горку,свернул как говорил начальник,вправо,увидел свое жилище:барак,как и все строения вокруг,только поменьше других и,как показалось Ивану,больше похожий на овощехранилище. Вошел, увидел нары, разделенные низкими перегородками. Прикинул взглядом: ширина каждого спального места была чуть больше полметра.На дощатых нарах - серые матрацы, набитые сеном, но без простыней,в головах тряпье,старая одежонка.спали тут ,кто в чем приехал. Потом узнал Иван - это еще ничего,тут хоть нары с перегородочками, другие бараки заселили,когда еще и нары соорудить не успели,и спали люди люди на полу вповалку. Освещались жилища керосиновыми лампами, а когда провели от первой силовой в поселок электричество, Электролампочки еле мерцали красными волосками, царил полумрак. В 23 часа электричество выключали» .

Позже, когда стали появляться первые супружеские пары, на строительство частных домов начали выдавать ссуды. Строилось более капитальное жилье. Первые казармы-бараки стали перестраиваться и переделываться под семейное проживание.


3.Заводской клуб в тридцатые годы



4.Бараки на улице Островского 1949 год. Фото Ларисы Леготиной

Минули годы ,отгремела война, прошел реконструкцию Кировский завод. Рядом с заводом вырос целый благоустроенный городок судостроителей. Моря и океаны бороздили корабли построенные Кировчанами. Возникли целые рабочие династии .Деды, отцы и внуки работали на одном производстве.

Жилищный вопрос в нашей стране был актуален всегда. Он решался, но остроты не терял.

Многие молодые пары мечтали завести свой дом или квартиру. Жить самостоятельно, отдельно от родителей. Не была исключением и семья Людмилы Витальевны Бондарик.Они с мужем снимали частный дом, рядом с заводом, на Майской…

Из рассказа Людмилы Витальевны Бондарик:

«Гуляя с сыном по улице, встретила Ивана Григорьевича, директора Кировского завода. Поздравил с сыном. Предложил молодой семье подумать о собственном, а не съёмном дорогом жилье. Освободилась квартира в бараке.Получали квартиры и переселялись с бараков люди по очереди, а вот на барак очереди не было. Барак - это коммуна.(общее коммунальное жильё) (не путать с общагой). На распахнутых дверях - занавески от мух, окна - настеж, даже, когда дома никого. В коридорах чистота - мыли полы по очереди. Вечерами всем двором играли в лото.Дети предоставлены двору. Удобства во дворе, колонка во дворе, стирали во дворе. Я сына летом мыла прямо под колонкой(пока добегала,прогревалась). Зимой вода привозная, на печке - горячая, а в коридоре фляги с холодной. И никто не жаловался, что плохо живёт. В порядке очередности - получали и переселялись в новые квартиры, освобождая место в коммуне. Бараки на улицах Островского, Федеративной - довоенные, строились, как временное жильё для рабочих Кировского завода. Но, ничего нет более постоянного, чем временное! Со сносом не спешили, да и откуда у завода столько денег, - построить и обеспечить жильём сразу десятки семей. Завод - СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ.»


5.Бараки на Островско,1977 год.  Фото  Л.В. Бондарик



6. Бараки на Островско,1977 год . Фото  Л.В. Бондарик

Барак,в котором жила Бондарик был Довоенной постройки,но с проведенным капремонтом .А рядом, на соседних улицах,располагались бараки времен постройки завода. Молодой не равнодушной заводчанке было страшно видеть, как живут люди в этих полуразвалившихся времянках. План действий созрел быстро - сфотографировала эти постройки первостроителей и обратилась за поддержкой к своей маме коммунистке ,авторитетной заводчанке и просто неравнодушному человеку , Наталье Фёдоровне Тимошенко.

«Письмо в министерство судостроения, с просьбой обратить внимание на жизненные и жилищные условия рабочих Кировского судостроительного завода, живущих в довоенных бараках, написала Наталья Фёдоровна Тимошенко, работник завода с 1944 года, делегат ХХ съезда КПСС. А я сделала несколько снимков бараков улиц Федеративной и Островского и приложила их к письму. Ответ пришёл незамедлительно! Через год бараки были снесены, все жильцы бараков получили новые, благоустроенные квартиры. У меня к тому времени было двое детей, нам дали трёхкомнатную квартиру.    А всего-то, - одно обращение!!»



7.Ответ из Министерства Судостроительной промышленности.



8.  23.07.78. Последний день "барачной" жизни жителей с ул.Островского.Фото  Л.В. Бондарик



9.Переезд на новые квартиры!  Фото  Л.В. Бондарик

Советская государственная машина была медлительна и неповоротлива. Но приоритетом в политике государства был все же человек. Так ,благодаря одному письму,несколько сотен Кировчан получили новые благоустроенные квартиры. Счастье новоселья пришло в дом людей.

На этом история переехавших не заканчивается ...

При написании были использованы фотографии из архива Л.В. Бондарик и жителей Краснофлотского р-на Хабаровска.Использована книга"Со стапелей Амура - в океан". Хабаровское книжное издательство ,1981 год.

Хабаровский завод им.С.М.Кирова, старые фотографии, строительство, судостроение на Дальнем Востоке, архив Бондарик Л.В., история, Осиповский затон, База КАФ, Старый Хабаровск, СССР, БАЗА КАФ, Краснофлотский район, Бараки

Previous post Next post
Up