Каждая страна, стремящаяся стать передовой державой, становится перед необходимостью иметь современный флот. Создавать флот- значит строить корабли. На Советском ДВ, в начале века судостроением занимался лишь заложеный при царе Владивостокский Дальзавод. Один он не мог справиться с задачей оснащения нового флота.В 1931 году правительство решило строить судостроительный завод на Амуре. Он стал первым на Амуре предприятием для постройки морских судов.
1.Берег Осиповского затона в 1933 году.
Зимой 1931 года стройку начали в районе села Третий Воронеж, но затем прервали ее. Завод тут соорудить было сложно. Крутые заросшие сопки, берег ровный, без затона.Для его обустройства требовалось углублять впадающую в Амур протоку.
Проектировщики продолжали исследование амурского берега ,и нашли более подходящее место для завода-на базе Амурской флотилии, в Осиповском затоне. Сюда и перекочевали строители. Осиповский затон располагается в 15 км от центра города. Он использовался в ту пору для отстоя и ремонта судов Амурской флотилии. Отпадала необходимость тянуть новую железнодорожную ветку (от станции Амур и Базы КАФ уже существовала).Под первые цеха предполагалось использовать кирпичные дореволюционные постройки КАФ. Место было живописное,но практически дикое. Рубили таежные деревья, срывали ,отодвигали сопки и расширяли береговую полосу, что-бы создать строительную площадку для завода. Основными орудиями труда были лопаты и тачки. Машиный парк был ничтожен и задействован на доставке грузов со станции.
2.пароход "Саратов"
Народ на стройке работал разный. Первыми потянулись давно живущие тут переселенцы, привлеченные новыми перспективами. Позже стали прибывать вербованные рабочие из дальневосточных и сибирских деревень, сел и городов. Ехали, всколыхнувшиеся грандиозными замыслами по строительству новой жизни в стране, кадровые рабочие - опытные специалисты-корабелы. В июне 1932 года на Воронежском рейде, у Осиповского затона ошвартовался океанский пароход «Саратов»,он стал здесь плавучей мастерской, источником электроэнергии и сжатого воздуха,жильем для рабочих и специалистов из Лениграда, Николаева.В июне 1932 года на станцию Покровка прибыли специалисты из Ленинградских,Ярославской,Пермской и Сормовской верфей.В 1933 году коллектив только судостроителей составил более 800 человек.К осени 1933 года в коллективе было уже больше 1000 специалистов.В июне 1933 года,в срок установленный планом,в Хабаровске был спущен первый собранный корабль.
Работающие на заводе, были расселены в непрерывно строившихся бараках,в них были расселены и ранее проживавшие на «Саратове».Времянками было не только жилье,но и первые деревянные цеха.
Вот рассказ о временном жилье первых «Кировцев»(Имя Кирова присвоено Хабаровскому заводу в апреле 1935 года): «По тропинке поднялся Ефименко на горку,свернул как говорил начальник,вправо,увидел свое жилище:барак,как и все строения вокруг,только поменьше других и,как показалось Ивану,больше похожий на овощехранилище. Вошел, увидел нары, разделенные низкими перегородками. Прикинул взглядом: ширина каждого спального места была чуть больше полметра.На дощатых нарах - серые матрацы, набитые сеном, но без простыней,в головах тряпье,старая одежонка.спали тут ,кто в чем приехал. Потом узнал Иван - это еще ничего,тут хоть нары с перегородочками, другие бараки заселили,когда еще и нары соорудить не успели,и спали люди люди на полу вповалку. Освещались жилища керосиновыми лампами, а когда провели от первой силовой в поселок электричество, Электролампочки еле мерцали красными волосками, царил полумрак. В 23 часа электричество выключали» .
Позже, когда стали появляться первые супружеские пары, на строительство частных домов начали выдавать ссуды. Строилось более капитальное жилье. Первые казармы-бараки стали перестраиваться и переделываться под семейное проживание.
3.Заводской клуб в тридцатые годы
4.Бараки на улице Островского 1949 год. Фото Ларисы Леготиной
Минули годы ,отгремела война, прошел реконструкцию Кировский завод. Рядом с заводом вырос целый благоустроенный городок судостроителей. Моря и океаны бороздили корабли построенные Кировчанами. Возникли целые рабочие династии .Деды, отцы и внуки работали на одном производстве.
Жилищный вопрос в нашей стране был актуален всегда. Он решался, но остроты не терял.
Многие молодые пары мечтали завести свой дом или квартиру. Жить самостоятельно, отдельно от родителей. Не была исключением и семья Людмилы Витальевны Бондарик.Они с мужем снимали частный дом, рядом с заводом, на Майской…
Из рассказа Людмилы Витальевны Бондарик:
«Гуляя с сыном по улице, встретила Ивана Григорьевича, директора Кировского завода. Поздравил с сыном. Предложил молодой семье подумать о собственном, а не съёмном дорогом жилье. Освободилась квартира в бараке.Получали квартиры и переселялись с бараков люди по очереди, а вот на барак очереди не было. Барак - это коммуна.(общее коммунальное жильё) (не путать с общагой). На распахнутых дверях - занавески от мух, окна - настеж, даже, когда дома никого. В коридорах чистота - мыли полы по очереди. Вечерами всем двором играли в лото.Дети предоставлены двору. Удобства во дворе, колонка во дворе, стирали во дворе. Я сына летом мыла прямо под колонкой(пока добегала,прогревалась). Зимой вода привозная, на печке - горячая, а в коридоре фляги с холодной. И никто не жаловался, что плохо живёт. В порядке очередности - получали и переселялись в новые квартиры, освобождая место в коммуне. Бараки на улицах Островского, Федеративной - довоенные, строились, как временное жильё для рабочих Кировского завода. Но, ничего нет более постоянного, чем временное! Со сносом не спешили, да и откуда у завода столько денег, - построить и обеспечить жильём сразу десятки семей. Завод - СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ.»
5.Бараки на Островско,1977 год. Фото Л.В. Бондарик
6. Бараки на Островско,1977 год . Фото Л.В. Бондарик
Барак,в котором жила Бондарик был Довоенной постройки,но с проведенным капремонтом .А рядом, на соседних улицах,располагались бараки времен постройки завода. Молодой не равнодушной заводчанке было страшно видеть, как живут люди в этих полуразвалившихся времянках. План действий созрел быстро - сфотографировала эти постройки первостроителей и обратилась за поддержкой к своей маме коммунистке ,авторитетной заводчанке и просто неравнодушному человеку , Наталье Фёдоровне Тимошенко.
«Письмо в министерство судостроения, с просьбой обратить внимание на жизненные и жилищные условия рабочих Кировского судостроительного завода, живущих в довоенных бараках, написала Наталья Фёдоровна Тимошенко, работник завода с 1944 года, делегат ХХ съезда КПСС. А я сделала несколько снимков бараков улиц Федеративной и Островского и приложила их к письму. Ответ пришёл незамедлительно! Через год бараки были снесены, все жильцы бараков получили новые, благоустроенные квартиры. У меня к тому времени было двое детей, нам дали трёхкомнатную квартиру. А всего-то, - одно обращение!!»
7.Ответ из Министерства Судостроительной промышленности.
8. 23.07.78. Последний день "барачной" жизни жителей с ул.Островского.Фото Л.В. Бондарик
9.Переезд на новые квартиры! Фото Л.В. Бондарик
Советская государственная машина была медлительна и неповоротлива. Но приоритетом в политике государства был все же человек. Так ,благодаря одному письму,несколько сотен Кировчан получили новые благоустроенные квартиры. Счастье новоселья пришло в дом людей.
На этом история переехавших не заканчивается ...
При написании были использованы фотографии из архива Л.В. Бондарик и жителей Краснофлотского р-на Хабаровска.Использована книга"Со стапелей Амура - в океан". Хабаровское книжное издательство ,1981 год.