Оригинал взят у
pisma08 в
ЦАРСКИЙ ПРЕСТОЛ - Князь Никита АлександровичГлавой Дома может быть или царствующий Император, или же за его отсутствием совокупность агнатов, согласно семейному статуту.
Великий Князь Кирилл Владимирович выступил сразу, как Император, несмотря на протест Царицы Матери Марии Феодоровны и Великого Князя Николая Николаевича. Данный акт не был опубликован и не мог быть опубликован Сенатом во всеобщее сведение, чтобы стать обязательным законом. Такой акт может быть сделан только после того, как падет в России советская власть и откроется самая возможность на восстановление Монархии. Тогда будет ясно, кто из агнатов остался в живых и кто может объявить себя Наследником Престола. До тех же пор всякий такой акт должен признаваться юридически, как «non avenu». Это относится как к актам Великого Князя Кирилла Владимировича, так и Князя Владимира Кирилловича, которому отец не имел права передать такие права, которые позволяли бы ему называть себя «Великим Князем», «Его Императорским Высочеством», а также раздавать титулы другим лицам в качестве «Наследника Престола» или «Главы Дома».
Что такое Царский Престол? Надо вникнуть в идеологию, создавшую его. Царь есть священный Чин Церкви, к которому должны быть отнесены все церковные правила, относящиеся к этому чину. Царская власть возникла при Грозном Царе, когда она была установлена грамотой Восточных патриархов (свободных тогда от поклонения сатане). Россия была Теократической Монархией, совершенно неизвестной Западной Европе. Власть Православного Монарха вытекает из православного миросозерцания и без него даже непонятна. Ее создает то миросозерцание, которое уповает не на силы человеческие, но уповает на Промысел Божий. Только указанный Промыслом, в силу рождения, верный Церкви, Помазанный ею, хранитель ее веры, признается достойным устроителем политической жизни. Люди исповедуют не обожествление человека, а лишь святость подвига, освященного Церковью. Понятие христианской власти, как подвига, служения, совершенно неотделимо от христианского учения и миросозерцания.
Учение Грозного об основах власти, понятие о самодержавии, как о власти, обязанной собственному праву по нравственному подвигу в силу Промысла Божия, «доведшего искру благочестия до русского царства и скипетродержавие до нас смиренных» и не опирающееся на «многомятежное человечества хотение» остается основою русского права по русским основным законам, непоколебленной ни смутой XVII века, ни смутой 1905 года, ни - будем надеяться - смутой 1917 года.
В своей грамоте Восточным Патриархам (свободным от поклонения сатане) он упоминает о 34 московских удельных князьях, отмечая особо о тех из них, которые кончили жизнь в иноках. Далее упоминаются 19 князей смоленских, 19 тверских, 5 полоцких, 10 черниговских, 32 рязанских и 12 удельных княгинь. И всех просит Иоанн включить в Патриарший синодик для поминовения. Царь Грозный, заботясь о возведении себя в Царский сан компетентной властью Патриарха, в "Числе доводов "представлял заслуги своих предков по содействию делу Церкви, когда перечислял заслуги своих сородичей, принявших иноческий сан, и имена тех, кто просиял в Церкви и причислен Ею к Лику Святых.
Иоанн получил формальное подтверждение Соборной Грамотой Первостоятеля Вселенской Церкви Константинопольского Патриарха. Только через это подтверждение он мог считать себя принятым формально в особый Церковно-Правовой Статус.
В другой грамоте подписанной полным Собором Верховных Святителей, признавалось право за Московским Государем занять место Византийских Императоров, как по своему родству с ними, так и по своим христианским добродетелям. Кроме того, согласием всех Митрополитов и Епископов, благодатью Всевышнего даруется Иоанну право именоваться законно Царем и считаться увенчанным от Патриарха правильно и церковно. Так Предстоятель Вселенской Церкви признал Иоанна в Царском Сане, утверждая этот сан как непоколебимое основание и необходимость для полноты Христианства. Однако в грамоте были и горькие слова, что венчание московского Митрополита без утверждения патриаршего недостаточно. Так, русскому сознанию стало ясно, что необходимо для завершения архитектурного здания Третьего Рима иметь своего Патриарха.
Предкоронационная присяга, являющаяся по церковным правилам условием принятия в Священный Чин, руковозложение и миропомазание, сообщающие особую благодать Святого Духа, произнесение слов: «Свят, Свят, Свят», показывает, что с возведением в Царский Сан Церковь связывала принятие в особый чин, отличный от мирян. Он сообщал особые права, как например, причащение отдельно Тела и Крови Христовых, вхождение в Алтарь через Царские Врата, права субсидиарного законодательства и участие в делах Церкви, но и возлагал особые обязанности - быть в мире представителем Церкви и защитником Вселенской древнехристианской истины.
Все эти дополнения в чине коронования окончательно сложились в конце XVII века, так что Царь Феодор Алексеевич в своем короновании имел все эти права.
Во исполнение такого положения Император Николай Первый при утверждении Свода Законов в 1832 году утвердил редакцию в таком виде: «Брак мужского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особой другой веры совершается не иначе, как по восприятию ею Православного Исповедания». Хотя комиссия под председательством Великого Князя Владимира Александровича установила такую редакцию: «Брак Наследника Престола и старшего в его поколении мужского лица с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятию ею Православного Исповедания». Это было и ограничение лиц, от невест которых Требуется принятие Православия. Это было в 1886 году, но уже 6 июня 1889 года появился специальный Указ Императора Александра Третьего, где сказано: «Признав за благо восстановить действие статьи 142 Свода Основных Государственных Законов издания 1857 года, повелеваем: согласно с первоначальным начертанием основных постановлений о браке Членов Августейшего Дома Нашего изложить в следующем виде: «Брак мужского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особой другой веры совершается не иначе, как по восприятию ею Православного исповедания». Это требование не было выполнено Великой Княгиней Марией Павловной, которая приняла Православие только 4 апреля 1908 года на склоне лет и все дети ее, входя в состав Императорского Дома, в наследовании Престола уступают в очереди тем агнатам Императорского Дома, которые удовлетворяют и Статье 185.
В таком же положении находятся дети от брака Великого Князя Кирилла Владимировича с его двоюродной сестрой, разведенной женою Принца Эрнеста Гессен-Дармштадтского, брата Государыни Императрицы Александры Феодоровны, состоявшегося 25 сентября 1905 года до восприятия ею Православия, которое было принято ею лишь в 1906 году. От категорического требования предписания статьи 142 (теперешней 185) Свода Основных Государственных Законов не могут освободить отдельных лиц ни Император, ни весь Императорский Дом. Оно вытекает не только из 185 статьи, но и из самого принципа Царской Власти, олицетворяющей народную веру и народное миросозерцание; она верховный принцип, устроитель политической жизни, и связана с Саном, призванным быть верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры, блюстителем правоверия и всякого Святой Церкви благочиния.
Таким образом устраняются от очереди престолонаследия все дети Великого Князя Владимира Александровича и дети Великого Князя Кирилла Владимировича. Лежащие в основе всего православного культурного миросозерцания смирение, недоверие к силам человеческим, непроникнутым воздействием благодати свыше, упование на Промысел Божий в корне противоречат рационалистической культуре: гордости, на вере в силы человеческого разума, в умении людей устроиться без воздействия благодати Свыше. Весь смысл и вся сила власти Самодержавного Монарха в том, что Он, как учреждение, является выразителем этого Миросозерцания, налагающего свою печать на весь гражданский и политический строй, на всю общественную психологию.
Самый подвиг жертвоприношения, возлагаемый на Монарха, отнимающий от Него жизнь для Себя, возможен только по вере в Промысел Божий. Согласно чину священного коронования по возложении Короны на главу, и по восприятии Скипетра и Державы, коронуемый коленопреклоненный Император читает молитву, которая составляет часть Статьи 58 Основных Законов, является выражением того миросозерцания, без которого нет Самодержавного Царя, как церковного государственного учреждения. - Вот эта молитва: «Господи Боже отцов и Царю царствующих, сотворивый вся словом Твоим и премудростью Твоей устроивый человека, да управляет мир в преподобии и правде! Ты избрал мя еси Царя и Судию людем Твоим. Исповедую неисследимое Твое о Мне смотрение и благодаря Величеству Твоему поклоняюся. Ты же Владыко и Господи Мой настави Мя в деле на неже послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем. Да будет со Мной приседящая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоима, и что есть право в Заповедях Твоих. Буди сердце Мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных Мне людей и ко Славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово милостью и щедротами Единородного Сына Твоего, с ним же благославен еси со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом во веки веков, аминь».
Также к лицам, долженствующим короноваться, относится Правило 17 и 18 Апостольские и 3 Правило VI Вселенского Собора: «Такажде взявши в супружество вдову или отверженную от супружества, или позорищную - не может быть епископом, или пресвитером, или диаконом, ниже вообще в списке священного чина».
Эти правила не требуют санкций, как и коронование и миропомазание, как вообще все основные канонические правила, и долженствующие быть известными всем православным и особенно иерарху, призванному короновать.
Вследствие рукоположения и миропомазания Императора надо считать чином священным не в смысле вступления в духовную иерархию, ибо он не получает благодати священства, но в смысле особого освящения лица, открывающего ему право на особые преимущества, входить в Царские Врата и причащаться наравне со священнослужителями. С этой точки зрения Царская Власть является институтом не только государственного, но и церковного права. При короновании с самого возникновения чина на коронуемого возлагались при рукоположении бармы, как знак посвящения в церковный сан. Когда царская шапка была заменена короной, то и царская одежда, цепь животворящего древа и бармы были заменены порфирой и цепью ордена Святого Андрея Первозванного. Принятие церковного сана соединяется ныне с рукоположением и возложением порфиры. Главными моментами коронования являются - первое: чтение Православного исповедания, предшествующее рукоположению в священный чин, - второе: возложение порфиры-багряницы и рукоположение Патриархом - и третье: Миропомазание.
Что наша Монархия есть учреждение теократическое, свидетельствует об этом 42 глава Кормчей Книги, введенная в России вместе с христианством. Она устанавливает Священную Двоицу Царя и Патриарха и связывает Церковь догматом Четвертого Халкидонского Собора о несливающемся различии и неразрывном соединении светской и духовной власти.
Обнимая все вышесказанное мною, хотелось бы, вместо заключения, привести выдержку из последнего слова приснопамятного Отца Иоанна Кронштадтского. Сие слово великого Праведника и горячего Молитвенника за Землю Русскую было произнесено 6 мая 1907 года в день рождения Государя Императора Николая Второго: «Церковь останется непоколебимою до скончания века, и Монарх России, если пребудет верен Церкви православной, утвердится на престоле России до скончания века».
Князь Никита Александрович
«Русскій Путь», Органъ Россійскаго Отечественнаго Союза, (Выходитъ разъ въ месяцъ), № 105, Париж, апрель 1959 г.
*