Последний Великий Русский Поэт. (Часть I. Семья.)

Dec 08, 2015 12:09

Оригинал взят у eugen_savoyen в Последний Великий Русский Поэт. (Часть I. Семья.)

"Дело поэта - создать "кусочек вечности" ценой гибели всего временного - в том числе, нередко, и ценой собственной гибели."
Георгий Ива́нов. Париж, 1931 год.

10 ноября исполнился 121 год со дня рождения великого русского поэта Георгия Владимировича Ива́нова. Как Вы, мои уважаемые читатели, могли уже догадаться, свои записи я начал делать именно к этой дате, однако же, как это часто со мной происходит - всё несколько затянулось и усложнилось. Будем надеяться, что ко дню памяти Поэта (26 августа) тема будет всё-таки завершена.



Если быть честным, поэтическая форма меня никогда особо не увлекала*. Правда, лет в 14-ть (может - несколько раньше), я влюбился в творчество Николая Степановича Гумилёва (и тогда впервые стал учить стихи наизусть добровольно, для собственного удовольствия). Со временем, эта увлечённость начала гаснуть, и к годам 20-ти мне снова стало казаться, что поэзия - явно не мой вид литературы. Но относительно недавно (лет 5-6 назад), благодаря своему хорошему ЖЖ-другу, ув. господину oldadmiralу, я открыл для себя великого поэта Георгия Ива́нова. Приведённое тогда стихотворение было приурочено им (ув. oldadmiralом) к одной из трагических дат нашей истории, на которые ХХ век оказался удивительно богат (то ли к 15 марта, то ли даже к 17 июля**), и оно произвело на меня сильнейшее впечатление. Тогда, со свойственной мне педантичностью, я стал читать и изучать всё, что только удавалось найти из творческого наследия поэта, а так же все материалы о нём (воспоминания современников, критические статьи и т.д.). И так, уважаемые читатели моего журнала, сейчас мне хотелось бы представить Вашему вниманию краткую биографию своего любимейшего поэта (он всё-таки затмил в моём сердце Николая Степановича) с "вплетением" в неё некоторых наиболее впечатливших меня стихотворений, дополненную моими мыслями и замечаниями ( я постараюсь быть кратким и обещаю особо "не расползаться мыслью по древу").



Георгий Владимирович Иванов (1894-1958).

Георгий Владимирович Ива́нов родился 29 октября (по старому стилю, или 10 ноября по новому) 1894 года в имении Пуки́ Россиенского уезда Ковенской губернии, в семье гвардейского офицера, потомственного военного и дворянина (из полоцких дворян). Детство своё Иванов провёл в имении Студенки, той же Ковенской губернии, что в последствии послужило поводом для путаницы с местом рождения поэта (так, например, в "википедии", в качестве места рождения указано имение Студенки***).

Его отец - Владимир Ива́нов - подполковник в отставке, участник Восточной компании (т.е. Русско-турецкой войны) 1877-1878 гг., был ранен под Плевной. В 1879 году он стал флигель-адъютантом**** первого монарха освобождённой Болгарии (и по совместительству - генерал-лейтенанта российской армии) принца Александра Баттенберга (1857-1893). После низвержения в результате военного переворота и последующего отречения 1-го болгарского князя в 1886 году, Владимир Иванов вернулся в полк и продолжил свою службу в Варшаве, пока не получил большое наследство. После чего, он подал в отставку.

Вообще, пытаясь изучить историю семьи Георгия Ива́нова, я неожиданно столкнулся с почти полным отсутствием информации по этой теме (даже всезнающий гугль не смог мне помочь). Например, совершенно непонятно от кого пришло наследство, все биографы поэта не считают нужным упомянуть об этом (даже у Крейда нет ни слова по этому вопросу). У самого Иванова часто упоминается некий прадед (непонятно, с чей стороны, вероятней всего, всё-таки со стороны отца).

После получения наследства, отец Ива́нова приобретает у своего однополчанина (немца) имение Студенки. Имение находилось рядом с границей "Царства Польского", крестьяне были литовцами, а соседи-помещики - поляками и немцами. В "Википедии" есть упоминание, что имение было частью владений Радзивиллов-Витгенштейнов. В Студенках прошло детство поэта. Семья жила "на широкую ногу", быт и нравы были стародворянские (как говорится - "барские"). Время, прошедшее в имении, довольно сильно повлияла на раннюю лирику поэта. В письме 1957 года Георгий Владимирович так писал о мотивах своих первых произведений:

"И Ватто, и Шотландия у меня из отцовского (вернее, пра-дедовского) дома. Я родился и играл ребёнком на ковре, где портрет моей прабабушки - "голубой" Левицкий висел между двух саженных ваз императорского фарфора, расписанного мотивами из "Отплытия на остров Цитеру"*****..."

Мать Иванова - баронесса Вера Бир-Брау-Браурер ван(фон) Бренштейн****** - её семья была голландского происхождения, осевшая в России ещё в петровские времена. Бир-Брау-Браурер фон(ван) Бренштейны хранили семейное предание, что их дальний предок был участником крестовых походов. Когда в феврале 1924 г., находясь уже в Париже, Георгий Иванов пишет стихи о крестоносце, то он, конечно, мысленно возвращался к своей семейной легенде (и конечно, отождествляет с крестоносцем себя (вообще, люди, если они не пишут "по заказу", для кого-то, то пишут, по-большому счёту, о себе*******).

Упал крестоносец средь копий и дыма,
Упал, не увидев Иерусалима.

У сердца прижата стальная перчатка,
И на ухо шепчет ему лихорадка:

- Зароют, зароют в глубокую яму,
Забудешь, забудешь Прекрасную Даму,

Глаза голубые, жемчужные плечи...
И львиное сердце дрожит как овечье.

А шепот слышнее: - Ответь на вопросец:
Не ты ли о славе мечтал, крестоносец,
О подвиге бранном, о битве кровавой?
Так вот, умирай же, увенчанный славой!

Вера фон Бренштейн (будем для краткости звать её так) окончила женский институт ведомства императрицы Марии. Часто посещая балы, на одном из них познакомилась с молодым офицером, Владимиром Ива́новым. Они поженились незадолго до начала Восточной компании. После того, как Ива́нова-старшего назначили адъютантом новоиспечённого болгарского князя Александра Баттенберга, Вера приезжает в Болгарию, где ведёт настоящую придворную жизнь (о чём давно мечтала): балы, званные обеды, дипломатические приёмы, театр и т.д..

В книге В. Крейда о Г. В. Иванове приведена следующая история, хорошо подытоживающая наш небольшой рассказ о родителях поэта. Однажды, Иванову задали вопрос про родителей, и тогда он ответил двумя цитатами, сначала процитировав Лермонтова: "Были они обыкновенные русские дворяне" и продолжил словами Стендаля: "Жизнь им улыбалась, и поэтому они не были злы".

В 1879-м году у Ивановых рождается дочь Наташенька, а вскоре - сын Володя (старшие сестра и брат Георгия). Старший брат поэта продолжил семейную традицию и стал офицером Российской императорской армии (на 1 января 1909г. - Ковенская крепостная артиллерия, 1, 2, 3, 4 и 5-й Ковенские крепостные артиллерийские батальоны, поручик). Впоследствии участвовал в гражданской войне (естественно, на стороне "белых"). (Я пытался найти информацию о брате поэта на сайте историка Сергея Владимировича Волкова, в "базе данных по российским служилым слоям", но что-то не смог в этой "базе" разобраться.)

Ну, что же, пора заканчивать, в следующей записи - рассказ о детстве и юности Поэта. Надеюсь, что не слишком затяну с продолжением. :-)

__________

* В школе, более-менее с интересом, читал Пушкина (особенно - "Евгения Онегина"). У Лермонтова мне очень понравился роман "Герой нашего времени" (подростком много раз его перечитывал), а вот его поэмы меня почти не тронули (сейчас даже не смогу вспомнить сюжеты прочитанных тогда "Демона" или "Мцыри"). Ещё как-то, для облегчения страданий, которые мне причиняло необходимое для школы заучивание поэтических произведений наизусть, отец подобрал на пианино несколько приятных мелодий под стихи Лермонтова ("Парус", "Тучи" и нек. др.) и хотя обычно все "зазубренные" для уроков литературы стихотворения испарялись из моей памяти через пару дней, эти - я помню до сих пор. Потом у меня была пора славянофильства, тогда я читал Тютчева и А. К. Толстого (в подростковом возрасте он был одним из моих любимых авторов; только не путайте его, пожалуйста, с "красным графом"). Ещё был Блок, а точнее - его поэма "Возмездие". Она меня просто поразила, до состояния столбняка. Не могу не привести её начало (с некоторыми сокращениями):

Век девятнадцатый, железный…

Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела...

Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, -
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть, и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас...

Там - пушки новые мешают
Сойтись лицом к лицу с врагом,
Там - вместо храбрости - нахальство,
А вместо подвигов - "психоз"...

Рожком горниста - рог Роланда
И шлем - фуражкой заменя...
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать.
И как избыть его печали?
Он мягко стлал - да жестко спать...

Двадцатый век… Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла)...

** 15 (2 по ст. стилю) марта - в Российской империи завершился государственный переворот, который впоследствии будет назван "Февральской революцией", именно в этот день было сообщено о якобы "отречении от престола" императора Николая II; 17 июля - день убийства последнего российского императора, его семьи и остававшихся с ним слуг.

*** Хотя об этой путанице указанно в книге В.П. Крейда "Георгий Иванов" (ЖЗЛ, Молодая гвардия, 2007 г.), на которую ссылается статья "вики", приводя данные о дате и месте рождения Г. Иванова. Сам Георгий Владимирович писал об этом, например, отвечая на анкету изд. им. Чехова (Нью-Йорк) в 1952 г.

**** Офицер для личных поручений при монархе.

***** У Иванова вышло два сборника стихов с названием "Отплытие на остров Цитеру". Первый был издан в 1912 году, и являлся первым печатным изданием поэта. Второй - вышел в 1937 году в издательстве "Петрополис" (Берлин), в эту книгу вошли избранные стихи 1916-1936 гг. (то был итог работы поэта за четверть века).

****** В разных биографиях поэта пишут по-разному: одни - ван, другие - фон. Но большинство всё-таки употребляют "ван".

******* Как нибудь я "разверну" эту тему, наверно, в контексте серии "медицина и философия" (есть у меня такая задумка, но когда она сможет быть осуществлена, даже представить не могу).

личность, Серебряный век, Россия, поэзия

Previous post Next post
Up