Григорий Сковорода

Sep 06, 2015 14:40

Ctегодня  эти  вещи  приходится  разъяснять.



“Григорий Саввич Сковорода был первый самостоятельный философ из русских. Он был, кроме того, и типичным для русской философской мысли -  писал А.Ф.Лосев, и разъяснял: «Учение Сковороды о мире сильно напоминает мне учение Платона об идеях. Недаром Сковорода преклоняется перед античной философией и Платоном в частности. Как у Платона «идеи» есть ничто иное, как мысли Божества, воплощающиеся здесь на земле и создающие этим видимый мир, так и у Сковороды над материей носится «Вышний Дух», который создает ее и действует в ней» Поэтому «Сковорода является для русской философии тем же, чем была история Греции и Рима для з<ападно>-европейских государств: его система послужила как бы прототипом для систем последовавших за ним философов» ( см. « Лосевские чтения».  Р-н-Д, 2003, с. 3-8)
А.Ф. Лосев уточняет  :  учение Сковороды не  соотносится  с европейской традицией.  С  него   начинается именно  самобытная  русской философии. «Нет сомнения, - писал он, - что Сковорода далеко не является чисто христианским мистиком. Разумеется, он приближался к истинному Логосу, к его последней гармонии и одиночеству, но всецело в него не проник. Конечно, Сковорода являет собой только начало русского философствования, и как начало его учение гениально и художественно-прекрасно».  Вот  это  самое  «художественно-прекрасное»,  единство  философии  и  поэзии» (  что  Сковорода  явил  и  в  жизни) и  есть  главная  черта  русской  философии  как  таковой -  бывшей  ( или не бывшнй)  и  будущей.
Вне  зависимости  от  того, считать  ли «русскую  религиозную  философию»  начала  ХХ века именно  философией,  а  не  ветвью  нашей  великой  словесности, или же,  как  считает  проф. А.Г.Дугин, собственно  русская  философия еще  только  начинается,   так  или  иначе все  равно  Сковорода  ( 1722-1794)  -  кстати,  предок  Владимира  Соловьева по материнской  линии  -   первый   в  Новое  время.   Дугин  идет  дальше  и  Соловьева  и  Лосева:  он прямо  говорит  о  “Русском  Логосе»  как  о  ином по  отношению е европейскому,  с  чем  он  и  связывает свое прелположение  о пока отсутствующей  русской философии.  Однако  и в этом  случае  Сковорода  оказывается  первым -  или в  ряду,  или пока  еще  вне  ряда.

Сегодня  часто  читаем в словарях:  «украинский философ  Григорий  Суоворода» -  но   в  его  время   никакой  «Украины» не  было, была  Малороссия,  где  мыслитель  родился,  прожил  большую  часть  жизни  и  отошел  в  иную.  Что  с  ним делать  и как  классифицировать, в  «незалежной»  не знают…    Пытаются  его  трулы  переводить  на  мову...  Выходит  что-то  явно не то.  Современный  филолог  В. М. Живов указывает - Сковорода находился на пути «сведения русского и церковнославянского воедино» ( хотя  писал  также  на  греческом  и  латыни).  В  XIX в.  его  называли  «русским  националистом» (  Багалей Д. И. Биографические материалы о Г. С. Сковороде // Сочинения Григория Саввича Сковороды. - Харьков, 1894. С. XXIV ).  К сожалению,  утрачены ( ?) его  произведения «Книжечка о любви до своих, нареченная Ольга Православная» и «Симфония о народе» .  Кем,  когда,  почему ?
Общерусская  основа созданного   Сковородой  очевиднее  всего  в  его  стихах.
Ведь печаль везде летает, по земле и по воде,
Сей бес молний всех быстрее
может нас сыскать везде.
Державин -  это  Север  русского XVIII века,  Сковорода  -  его  Юг.

Родившийся  в  1722  году  в  Киевской  губернии  в  семье  малоземельного  казака  и  умерший в 1794 г в  Харьковском  наместничестве, учившийся  в  Киево-Могилянской академии,  живший  некоторое  время  в  Троице-Сергиевой  Лавре,  певший  в Петербурге  в  придворной  капелле,  близкий к  иерархам,  которые  почти  все были тогда из  малороссов, Григорий   Саввич  избрал  жизнь  бродячего  философа,  «старчика»,  верного  Православию,  но  не  связанного  с тогдашним казенным  богословием. Такие еще  были  на  Юге  России.  Как  и на  Севере  - до  Никона. Его  творения   близки  «александрийской  школе»:  «Всех наук семена внутри человека скрываются, тут их источник спрятан, а кто видит его? Сей есть один родник неисчерпаемый<…> , безначальная причина, в которой и от которой все, а она сама от самой себя и всегда с собою есть и будет. Потому и вечна, и Эта высочайшая причина всеобщим именем именуется Бог» (  «Кольцо»). И далее: «Мне кажется, что и самая Библия есть Богом создана из священно-таинственных образов: небо, луна, солнце, звезды, вечер, утро, облако, дуга, рай, птицы, звери, человек и прочее». Для  Сковороды,  как  и  для Оригена,  и  для  каппадокийцев,  Библия -  «Алфавит  мира»,  а  не история одного   народа.  Порой Сковорода идет  и  дальше,   в  область  герметики:  ««змей есть, знай же, что он же и бог есть» ( «Имя  ему  -  потоп  змеин»). Правда, «бог» здесь -  с  маленькой  буквы. В этом  -  грань, отделяющая Сковороду, «любовника  Священныя  Библии»,    от  «лжеименного знания»

Любимые  образы  Сковороды  - «тень»  и  «след». «Где же новое небо и земля?» - спрашивает  он и сам отвечает: «Там, где старое небо и земля... Как же старый мир совместишь с новым? Как тень с ее деревом... Почему тень есть тень? Потому что проходит и не постоянствует. Мир наш есть риза, а Господень - тело. Небо наше есть тень, а Господне - твердь. Земля наша - ад, смерть, а Господняя - рай, воскресение... А как мир наш и век зол, так и человек наш лукав». Существуют три мира. Один  - макрокосмос.  человеческий - микрокосмос и  символический - Библия. «Священная Библия есть та позлащенная духом труба и маленький мирок»,   «вечно зеленеющее плодоносящее дерево». чьи - тайно образующие символы. «Мне кажется, что и самая Библия, - писал Сковорода, - есть Богом создана из священно-таинственных образов».


Ориген утверждал,  что  история  Ветхого  Завета -  это  «история падших ангелов»,.  Интересно, что  в  хорошо известных  соборных  перечислениях  заблуждений  Оригена  эти  утвенждения не  упоминаются.    Молчание  в таких  случаях  есть жест если не  приятия, то,  во всяком  случае,  неотвержения.  Каппадокийцы  ( св. св. Василий  Великий, Григорий Богослов, Григорий  Нисский),  «смягчив»  положения учителя,  утверидли  возможность  т.н.  анагогического,  или  символического толклвания  и  даже «обрезания  Писаний».  Сковорода философствует  как  раз в  этом  ключе,  и  все  это  вполне  в  пределах  учения  Церкви,  связывать  рассуждения  Сковороды  с  совреиенным  ему  масонством  нет оснований,  Хотя  в  Петербурге  ои  быд  знаком  и  с  Елагиным,  и  со  многими другими.
Жаль,  что  по  условиям своей  жизни  Григорий Саввич  не  знал      дониконова  богослужения: оно,  несомненно,  дало  бы   ответы  на  многие  его  будущие  вопросы.    Даже  одно  только  чтение  Символа  веры  с  «Егоже  Царствию  несть конца»  ( а  не  «не  будет»)  могло  бы  развернуть  перед  ним  картину  мира, где  тень  не  тень,  и  след  не  след .Но…   Это  не  только  малоросса  Сковороды,  но  и  многих  великороссов  беда… 
Любимое  понятие  Сковороды» - «сродность». Оно  касается  не  только человека,  но  и сословия,  страны, государства:  «Всякому  городу  нрав  и  права / Всяка  имеет  свой  ум  голова”.  Все,  что  следует «сродности», есть  «плодоносный  сад».  «Нещастие» же происходит от  желания  «входить  в  несродную  стать». Это  мышление   предшествует  славянофилам  и  евразийцам,  которые,  кстати,  числили  Сковороду  среди  своиз  предшкственников.
Интересно,  что,  если  обращать  понятие  «сродности»  к  его  пределам,  можно  с  иной  стороный  прийти  к  некоторым  категориям  европейской  философии  ХХ  века,  в  частности, к  тому,  что  Мартин  Хайдеггер называет  «аутентичнвм  экзистированием».  Конечно,  так, где  у  «князя философов» -  плод  исследования  всей  истории  философии от  досократиков  до Ницше,  у  нашего  «старчика» -  мгновенное  озарение.   Но  такова  и  есть  русская  философия,  как  бы   ее  ни «классифицировать»
О  влиянии  на  Григория  Сковороду античной  философии пишут  много  и  верно.  Но  когда  к    Платону прибавляют  стоиков, свидетельствуют  о  полном  непонимании: стоики  -  космополиты, что  с  учением  о  сродности  несоотносимо.  Скорее,  надо  говорить о «философе  земли»  Ксенофане  Колофонском ( VI-V вв  до  РХ), тоже, как  и  Сковорода,  ведшем   жизнь  странствующего  поэта,  учившем  о  разности  «богов»  разных  стран  и  земель.   Евгений  Головин когда-то  заметил, что  идею  «сродности»    Сковорода  , обосновывал  так:  в герметическом зодиаке Восток соответствует "Деве", Запад - "Рыбам" . Продолжая  эту  мысль, назовем  Сковороду  в  ряду  предшественников  геополитики как  науки. Ведь  это -  «Суша и  Море».  Более  того,  здесь  укоренены предположения того  же    Александра Дугина  о  возможности  «различных логосов»  в  связи  с  тем,  что  «деконструкцию  следует  произвести  по отношению к  наблюдательному  пункту»  ( «Ноомахия», М. 2014),  и  с  нее-то, по  Дугину,   и  должна  начаться  действительно  русская  философия.  И  Григорий  Сковорода     вновь  оказывается  у  истока, у  источника.   Он  вновь  -  первый.


Сейчас  Григория  Сковороду  пытаются  «убедительно  замалчивать».  Он  «не удобен» -  всем,  кто  хочет  вычеркнуть  Западную  Русь  из  Русского  мира.  Но  еще  недавно  все  было  не  так.  Своим  учителем  в  стихотворстве  называл  его  Арсений  Тарковский,  сам  посвятивший  «горделивому смиреннику»  несколько  замечательных  стихотворений

Не  имел  ни жилища, ни  пищи,

С  кривдой  в  ссоре,  и  с  миром  не  в  мире,

Самый  косноязычный  и  нищий

Изо  всех  государей  Псалтыри…

«Я  жил,  невольно  подражая / Григорию  Сковороде” -  говорил  поэт  о  себе  сам.,

В  свое  время  лгро мной  отрадой  для  многих  стала  вышедшая  в  серии  ЖЗЛ  книга  Юрия  Лощица «Сковорода» ( М, Молодая гвардия», 1972).  Именно  с  этой  книги  началась  «новая  ЖЗЛ»  с  биографиями Достоевского,  Димитрия  Донского, Тютчева…  Особенностью  этих  книг стало то,  что в  них,  в  позднесоветские  годы,   была,  по  сути,  «прописана»  программа  духовно-нравственного  возрождения страны,   «прописана», по сути,  новая  идеология.  К  несчастью, «перестройка»  пошла  по  совершенно  противоположному  пути.  Но  это  уже  совсем  иная  тема.

«Мир  ловил  меня,  но  не  поймал»  -  так  гласит  автоэпитафия  Григория Савича  Сковороды.  Именно  поэтому  он  к  нам  обязательно  вернется.

личность, философия

Previous post Next post
Up