Jun 10, 2013 19:24
Класс был математический, но историк, мало того, что диктовал весь урок и заставлял все записывать, так ещё и задавал все заучивать.
И вспоминая это, я поняла ещё несколько бессмысленностей в российской системе образования (или же - наоборот - очень конкретно осмысленного насилия, приучения к насилию с детства):
1. Нахуа записывать слово в слово то, что говорит преподаватель, если то, что он/а говорит, если в учебнике? Я могу понять конспектирование оригинальных мыслей или авторского курса, конспектирование грамматики при изучении иностранных языков, каких-то фраз - так лучше запоминается, но тупое пересказывание учебника??? А руки, между тем, не казенные, и, не знаю, как у кого, а у меня после таких уроков пальцы болели.
2. Материал курса: для чего тем, кто не будет в дальнейшем профессиональными историками, знать подробно «путь из варяг в греки» или подробности каждого сражения каждой их многочисленных войн? Не проще ли всё это пройти обзорно, не забивая голову фигней, а останавливаться на том, как люди жили, как думали, чем занимались, какой был быт и нравы в ту или иную эпоху, какое образование и т.п. И вместо зазубривания бесконечных дат бесконечных реформ, анализировать их суть, их влияние на жизнь людей, анализ политики тех или иных правителей в целом, их цели и последствия правления. Но вместо этого, вместо прививания навыков анализа, гуманитарные предметы в школах (и институтах, зачастую), за редким исключением, превращались в тупое зазубривание.
И это не просто так - это не только не приобретение нужных навыков мышления, но и забивание головы бесполезными фактами, а также трепка нервов и подавленная злость (т.е. блокировка определенной части сознания) в ответ на такое агрессивное поведение со стороны учителей.
образование