Перевел текст из "Гаарец", комментирующий (точнее - пересказывающий) неожиданно обнадеживающие результаты опроса, который делал Камиль Фукс из Тель-Авивского университета.
Опубликовал перевод на сайте РеЛевант - здесь тоже размещу.
Я отношусь скептически к социологическим опросам вообще (особенно к предвыборным) и к статистике в целом (меня оппоненты всегда обвиняют в невежестве). Но.. иных инструментов для хоть какой-либо индексации общественного мнения не существует.
оригинал на иврите Илан Лиор, «Гаарец»
Не переговоры с палестинцами и не дополнительное финансовое бремя, которое правительство намерено возложить на плечи израильских граждан, а разногласия по вопросу прав однополых пар в Израиле угрожают «братскому» политическому союзу между Яиром Лапидом и Нафтали Беннетом - и, возможно, целостности правительственной коалиции. В последние недели национально-религиозная партия Еврейский Дом выступила против законопроекта, уравнивающего налоговые права гетеросексуальных и однополых семейных пар. Речь идет о получении каждым из однополых супругов (если они воспитывают детей) половины так называемой «льготной единицы» («некудат зикуй»), предназначенной для матери ребенка, а также о льготах, связанных с получением ипотечной ссуды. Еврейский Дом также торпедировал законопроект, запрещающий дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Этот законопроект был выдвинут председателем фракции Еш Атид Офером Шелахом. В минувшую среду министр здравоохранения Яэль Герман (Еш Атид) заявила, что намерена продвигать законопроект, позволяющий однополым парам осуществлять процесс суррогатного материнства в Израиле. Не исключено, что Еврейский дом заблокирует и эту инициативу. Депутаты от партии Наш дом Израиль, представляющие интересы выходцев из бывшего СССР, также намерены не допустить принятия законов, направленных против дискриминации ЛГБТ и уравнивания прав однополых семей.
На фоне вышеупомянутых разногласий газета «Гаарец» публикует результаты социологического исследования, свидетельствующего о том, что в израильском обществе имеет место широкая поддержка идеи равноправия ЛГБТ-граждан. Следует отметить, что последние законодательные инициативы поддерживают не только секулярные израильтяне-уроженцы страны. Немалой поддержкой идея равноправия ЛГБТ пользуется и среди умеренно религиозных («соблюдающих традиции») израильтян («масоратиим»), а также среди русскоговорящих граждан, выходцев из стран бывшего СССР. И в определенной степени - среди представителей религиозно-национального сектора. Среди арабских граждан Израиля позиции по большинству вопросов разделились - при явной тенденции к противодействию продвижению прав ЛГБТ. Ультраортодоксальное еврейское население, и это не стало сюрпризом, в подавляющем большинстве выступает против прав для ЛГБТ.
Согласно социологическому опросу, который был проведен в минувший четверг профессором Камилем Фуксом из Тель-Авивского университета, 70% израильтян поддерживают законодательные инициативы, направленные на предоставление равных прав однополым парам во всех сферах жизни. 89% секулярных израильтян заявили, что они выступают за абсолютное равенство. Среди тех, кто определил себя в качестве «соблюдающих традиции», эта цифра составила 72%. Среди религиозных евреев и арабов - 46%. Среди ультраортодоксов (харедим) - этот показатель составляет всего лишь 8%. Что касается гендерной сегментации участников опроса, то уровень поддержки равноправия для однополых пар - выше среди женщин.
Большинство законодательных инициатив, детализирующих вопросы равноправия однополых партнеров, были бы лишними, если бы такие пары могли заключить брак в Израиле. Именно невозможность заключения брака является источником дискриминации таких пар. Сегодня для того, чтобы получить те же права, которые имеют гетеросексуальные партнеры, однополые пары должны заключить брак в одной из стран, позволяющих сделать это, а затем зарегистрировать свой новый семейный статус в израильском министерстве внутренних дел. Партия Еш Атид, в ходе своей предвыборной камании, дала общание ввести институт гражданского брака/партнерства («брит ха-зугиют», «семейный союз»), который будет доступен и однополым партнерам. Но пока что в этой сфере сохраняется монополия ортодоксального государственного раввината.
Согласно опросу профессора Камиля Фукса, 59% израильских граждан поддерживют законопроекты, признающие однополые браки. Против выступают 33%. Среди секулярных израильтян, а также тех, кто соблюдают традиции («масоратиим»), и русскоязычных граждан - выявлена наиболее широкая поддержка однополых браков В то же время - подавляющее большинство религиозных евреев, арабов и еврейских ультраортодоксов выступает против браков для двух людей одного пола в Израиле.
В последние годы все больше и больше однополых пар решают воспитывать детей. Но и в этой сфере путь к равноправию сопряжен с немалыми сложностями. Возможности таких семей в этом плане довольно ограничены: суррогатное материнство в стране доступно только для гетеросексуальных пар и, несмотря на то, что закон позволяет однополым парам усыновлять детей, в реальности такие семьи оказываются на последнем месте среди претендентов на усыновление. Несмотря на все это, благодаря огромному желанию стать родителями, многим из них удается преодолевать препятствия.
Израильское общество, как это видно из данного социологического опроса, проявляет открытость в отношении однополых семей. Около двух третей опрошенных поддержали возможность предоставления права однополым парам проходить процесс суррогатного материнства и усыновлять детей в Израиле. Информация для сведения депутатов от партии Еврейский Дом - 67% «масоратиим» и 55% религиозных израильтян сообщили, что они выступают за возможность усыновления детей однополыми семьями. 66% «масоратиим» и 42% религиозных поддержали предоставление однополым парам права на суррогатное материнство в Израиле.
Вопросы исследования, касавшиеся личного отношения респондентов к людям негетеросексуальной ориентации, также свидетельствуют о растущей открытости израильского общества. 82% опрошенных заявили, что они приняли бы на работу геев и лесбиянок. В то же время лишь 36% ультраортодоксов положительно ответили на этот вопрос. 57% харедим заявили, что не стали бы принимать на работу людей гомосексуальной ориентации. 70% участников опроса сказали, что, если бы их сын или дочь совершили камин аут (признались в своей негетеросексуальной ориентации), они бы отнеслись к этому нормально. Вместе с тем, подавляющее большинство арабов и ультраортодоксов ответили, что не приняли бы подобный образ жизни своих детей. 68% из общего числа опрошенных заявили, что позволили бы своим детям находиться рядом детьми, растущими в однополых семьях. 24% ответили на этот вопрос отрицательно. И в этом случае более других против выступили арабские граждане и харедим.
Сегодня большая часть школьных учреждений не позволяют представителям ЛГБТ-организаций выступать перед учениками в классах на темы, связанные с секуальной ориентацией и толерантным отношением к другим людям. Однако опрос, проведенный профессором Фуксом, выявляет, что две трети израильтян поддерживают идею обсуждения данной темы в учебных учреждениях. Высокий уровень поддержки наблюдается в среде светских израильтян, умеренно религиозных («масоратиим») и арабских граждан - 69%. 62% ультраортодоксов полагают, что подобного допускать нельзя.