Вот мой перевод вчерашней статьи главного редактора газеты "Гаарец" Алуфа Бена - для сайта, с которым сотрудничаю.
По слухам, эта статья очень не понравилась издателю Амосу Шокену, он был зол. Видимо, это связано с тем, что Бен - не просто еще один публицист (иначе б не было никаких проблем), а главред, и его текст может восприниматься в качестве редакционной статьи. Эта статья почему-то не фигурирует в разделе "Мнения" онлайн-версии Гаарец; ее вообще непросто найти на сайте - она задвинута куда-то вглубь.
Мне версия Бена кажется логичной. Спор про наших условных "левых и правых" в данном случае совершенно не к месту. Бен ясно пишет, что предвыборные войны - излюбленная методика всех израильских правительств - МАПАЙ, Аводы, Ликуда, Кадимы; от Бен-Гуриона и Голды Меир - до Бегина, Переса и Ольмерта. Теперь вот и Биби присоединился.
Так или иначе - прав Алуф Бен и историки, на которых он ссылается, или неправ - мне себя и вас, дорогие соотечественники, жалко. Вы же прекрасно понимаете, что никаких побед над ХАМАСом не предвидится. Даже смешно говорить об этом.
оригинал на иврите Алуф Бен, «Гаарец», 15.11.2012
Ахмед Джабари был подрядчиком, которому было поручено заботиться о безопасности Израиля в Газе. Эта фраза может показаться более, чем странной, поскольку вот уже второй день мы слышим о «супертеррористе», «начальнике генштаба исламского террора», «нашем Бин-Ладене». Но такова была реальность в последние пять с половиной лет. Израиль требовал от ХАМАСа соблюдать договоренность о прекращении огня на юге страны и следить за тем, чтобы эту договоренность соблюдали также и различные вооруженные группировки, действующие в секторе. Человеком, которому было поручено заботиться о реализации этого соглашения, был Ахмед Джабари.
В обмен на поддержание относительного спокойствия в сфере безопасности (которое никогда не было идеальным) Израиль финансировал режим ХАМАСа, отправляя банкам Газы шекелевую наличность в бронированных грузовиках, предоставляя различные услуги в области инфраструктуры и здравоохранения жителям сектора. Джабари был также израильским партнером в переговорах об обмене Гилада Шалита - именно он заботился о том, чтобы физическое состояние пленного солдата было приемлемым. Он отвечал за возвращение Шалита домой прошлой осенью.
Ликвидация Джабари войдет в историю как еще одна показательная военная операция, которую уходящее в отставку правительство организовало в канун парламентских выборов. То, что профессор Ягиль Леви назвал «разжиганием конфликта в качестве стратегии внутриполитического контроля»: внешний конфликт помогает правительству укрепить свои позиции внутри страны, поскольку общество становится сплоченным и поддерживает армию, а проблемы экономики и социальной сферы отходят на задний план.
Сей политический рецепт хорошо знаком с 1955 года, когда Бен-Гурион вернулся из своей добровольной ссылки в Сде Бокер и направил ЦАХАЛ на выполнение масштабной операции против палестинских боевиков из Газы. Партия
МАПАЙ победила на выборах (Эхуд Барак с нежностью вспоминал этот период, выступая на прошлой неделе перед участниками вечера памяти Моше Даяна). С тех пор и до нынешнего дня, как только правящая партия чувствует угрозу, исходящую от избирателей, она с легкостью нажимает на спусковой крючок. Примеры известны: запуск ракеты «Шавит-2» летом 1961 года, в разгар политического скандала, связанного с
делом Лавона; бомбежка иракского реактора в 1981 году; операция
"Гроздья гнева" в Ливане в 1996 году; операция «Литой свинец» в Газе в канун парламентских выборов 2009 года. В двух последних случаях военная операция не помогла правящим партиям (Аводе и Кадиме), они потерпели поражение.
Историки спорят, следует ли внести в этот список и
Войну Судного дня, которая разразилась в канун выборов 1973 года. Арабы начали тогда войну первыми, однако их решение вступить в войну было принято на фоне радикализации политических позиций правительства Голды Меир - которая отклонила предложение о мире египетского президента Анвара Садата и объявила о расширении поселений на Синайском полуострове. Так, например, считают историки, профессор Моти Голани и Шошана Ишуни-Бэри.
Нынешняя операция «Облачный столп» относится к этой категории. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу заинтересован в нейтрализации любого потенциального соперника. Министр обороны Эхуд Барак сражается за то, чтобы его партия преодолела электоральный барьер. Война с ХАМАСом окончательно уберет с политической сцены колеблющегося Ольмерта, сторонники которого ождидали от него сообщения о выдвижении своей кандидатуры. Эта война ликвидирует социально-экономическую повестку дня, которая выгодна партии Авода под руководством Шели Яхимович. Когда грохочут пушки, зрители видят на экранах только Нетаниягу и Барака. А все остальные политики обязаны им аплодировать.
Политический результат этой операции станет понятен 22 января. Стратегические последствия будут намного сложнее. Израиль будет вынужден найти нового подрядчика, который сменит Джабари в качестве охранника южной границы, и предпринять усилия для того, чтобы мирный договор с Египтом, возглавляемым "Братьями мусульманами", патронами ХАМАСа, окончательно не развалился. Это непростые задачи.