Все перечисляют среди самых-самых фильмов Данелия - "Мимино", "Афоню", "Осенний марфон" или "Кин-дза-дзу". Непременно вспоминают смазливенького Никиту Сергича, поющего про Москву на эскалаторе столичного метро.
И почти никто не пишет о прекрасном, именно по-данилиевски прекрасном, фильме 1990-го года "Паспорт", своего рода духовном сиквеле "Мимино" - с похожими интонациями, с грузинской темой, с такой же нечеловечески пронзительной музыкой Гия Канчели. И с первой, пожалуй, в советском кино, ранее, в доперестроечный период, невозможной, израильской частью. Каноническая сцена из "Мимино", в которой Кикабидзе по ошибке вместо грузинского Телави звонит в еврейский Тель-Авив, - в "Паспорте" выросла в тель-авивскую сагу главного героя, занимающую две трети фильма.
Для меня "Паспорт" - особый фильм. Я посмотрел его в Израиле, зимой 91-го, как раз через полгода после приезда в страну. И этот факт, естественно, обострил восприятие. Прощание в Шереметьево, сохнутовская перевалочная база в Вене (в истории моей эмиграции ее не было), зальчик ожидания в старом Бен-Гурионе, где сотрудники министерства абсорбции выдавали теудат-оле и карманные шекели в конверте, машина дяди Изи, едущая по Дизенгофу, тель-авивская набережная с высотками Бейт ха-Текстиль, рынок Кармель с грузинскими бастами. "Паспорт" - советско-франко-израильская копродукция. У Данелия снялись израильские актеры: Янкале Бен-Сира (озвученный Хазановым) в роли дяди Изи. И красавица Шарон ха-Коэн (тетя Лола из культового "Влюбленного Алекса") в роли американской журналистки.
Французский актер Жерар Дармон в двойной роли грузина и грузинского еврея выглядит не менее аутентично, чем Кикабидзе в роли летчика Валико.
Да и в целом актерский праздник: Гундарева, Янковский, Джигарханян, Ярмольник, Мамука Кикалейшвили.
Мудрая, лирическая, печальная и смешная притча о границах, безжалостно разделяющих не только страны, но и души, и, как ни странно, о любви к родине.