Dec 17, 2011 19:08
Вторая организованная волна протестов против фальсификации на выборах продемонстрировала, что Владимир Путин оказался прав - нынешний "квартет" в музыканты не годится. Разрешенные пикеты в Улан-Удэ и Чите привлекли по сотне человек, несанкционированная акция в Самаре, закончившаяся задержаниями - полторы сотни. Заявленный на две тысячи человек митинг в Иркутске собрал не более пятисот человек. При этом, некоторые спикеры митинга на площади у дворца "Труд" уделили собственно фальсификации довольно мало внимания, обратившись к более насущной теме - сведению взаимных счетов. Так, представитель компартии потребовал уголовного наказания для членов "Яблока", принявших в 90-е "грабительский закон о разделе продукции", а кто-то беспартийный, но, по-видимому, симпатизирующий яблочникам, посетовал, что качество жизни при правлении коммунистов было "унизительно плохим". Яблочники, впрочем, оказались верны союзническому долгу, и против оппонентов не выступали.
Некоторым исключением из всеобщего разброда и шатаний стал сегодняшний московский митинг "Яблока", ставший, пожалуй, самой массовой акцией, проведенной партией за все время существования. По оценке Сергея Иваненко, одного из руководителей партии, количество собравшихся на Болотной достигло девяти тысяч. По моей оценке, нас было несколько меньше - порядка пяти-семи тысяч. Это сторонники "Яблока", незарегистрированного "ПарНаСа", Борис Надеждин и дееспособная часть "Правого дела", Дмитрий Гудков от эсеров и представители представители "Левого фронта", а также - неполитические движения - "В поддержку Химкинского леса", ФАР, "Синие ведерки" и некоторые другие. Из ярких гостей предыдущего митинга не было лимоновцев и националистов - в этот раз их не звали.
Не пришли и те, кого звали и ждали. Выжидательная позиция лидеров общественного мнения, невнятность позиции двух наиболее массовых политических организаций, заявивших о непризнании итогов выборов - коммунистов и эсеров, а также яркие, открытые обществу посредством Twitter, но бессодержательные публичные свары между организаторами сделали свое дело. Протест утратил энергию роста, он медленно, но неудержимо сдувается. Уходят разочаровавшиеся инертностью демократов радикалы и сторонники прямого действия, еще неделю назад кидавшие хищные взгляды на Кремль и дом Правительства поверх вороненых омоновских касок. Чуть меньше стало "Солидарности", но они еще придут 24 числа, это хорошо.
Впрочем, говорить об окончании всплеска гражданской активности еще рано. То, что из протестного движения выходят сейчас "левые", посторонние люди - это может быть даже хорошо. Останутся конструктивисты - то же "Яблоко", "Солидарность", гражданские активисты, РОТ-Фронт, гражданский актив, экологи, автомобилисты. Мы станем однороднее, нам будет проще договориться, отойдет на второй план борьба идеологий.
Ничего еще не закончилось, все только начинается. Один из первых митингов Московского народного фронта - не путайте эту организацию с Народным фронтом Путина-Володина - в свое время собрал меньше трех сотен человек и это уже был результат. Из него потом выросли полумиллионные шествия девяностых. Нас, неравнодушных - на Болотной в Москве, на Пионерской в Санкт-Петербурге, в десятках других городов - было значительно больше. Важный этап пройден, будильник прозвенел. Страна близка к пробуждению, она уже просыпается, это чувствуется по разговорам.
Сколько она будет ворочаться на своем прокрустовом ложе, когда встанет - лишь вопрос времени.
"Синие ведерки",
ПАРНАС,
Сергей Иваненко,
протесты,
ФАР,
гражданское общество,
ОДД "Солидарность",
"Белая лента",
Москва,
РОДП "Яблоко",
"Правое дело",
Борис Надеждин,
Санкт-Петербург,
"Левый фронт"