Когда я писала про «внутреннего критика», несколько читателей написали мне, что они у себя «внутреннего критика» не обнаружили. Ведь подразумевается, что этот злодей должен быть у всех и без него нельзя. Он же, в принципе, полезен, но если только не перегибает палку, критикует конструктивно и по существу. Но... не слышно «критика» в голове.
Так как «критик» не единственная субличность в нашей психике, легко заподозрить, что если его нет, то значит вакантное место кем-то занято. Его звучный голос заглушен голосами других членов нашего внутреннего пространства. Очень часто место «критика» занимает такой персонаж, как «жертва».
«Жертва» в ответ на то, что происходит, постоянно начинает возмущаться: «Меня обидели, не поняли, не додали моим тиграм мяса в зоопарке! Гады-гады-гады!» Она, в основном, вину за неудачи возлагает на других. И даже, если именно сам человек завалил дело или сделал глупость, то вроде бы он себя и ругает, но основная логика притензий себе, типа «я слишком добрый, умный, красивый, и поэтому меня все обижают». «И вообще, никто меня не понимает».
«Жертва» любит иногда привирать. Если ситуация такова, что человек действительно поступил нехорошо, то «жертва» может очень быстро развернуть дело таким образом, что останется невиновной. Некоторые очевидные вещи можно, вообще, переиначить так, как будет удобно в своей голове, и бог с ней, с релаьностью. Оправдались сами перед собой, и ладушки.
В отличие от «критика», который обычно обращается к человеку на «ты» («ты не можешь», «ты неудачник» и т.п., «жертва» говорит от первого лица ( «я бедный-несчастный»).
Как и «критик», «жертва» использует ряд ошибок мышления и благодаря им создает определенную печальную и мрачную реальность:
1. Генерализации. «Все против меня. Меня постоянно за зря обвиняют. Мной пользуются. На меня не обращают внимание и не ценят».
2. Сравнение. « У других все хорошо, у меня плохо».
3. Все или ничего. «Если бы у меня была машина, я бы был другим человеком. Но так как мне не дают возможности ее заработать, то все плохо».
4. Обвинения. «Все плохие и они меня делают несчастным»
5. Катастрофизация. «Если я 30-и годам не стану миллионером, то жизнь моя будет окончена».
У «жертвы» есть постоянные внутренние оппоненты. Это образы людей, которые на самом деле метафорически представляют слабые места личности самого носителя. С ними внутри «жертва» видет пассивно-агрессивные сражения. Доказывает им свою правоту, давит на жалось, вызывает чувство вины, оправдывается, «показывает кузькину мать и т.п. Именно жертва занимается раздуванием руминаций и поддерживает их.
Жертва так же может регулярно заниматься самозапугиванием. «Если я пойду куда-то надо мной будут смеяться. Они ж там все такие злые!» « Я не смогу кататься на велосипеде! Я упаду, сломаю ногу, или позвоночник и буду всю оставшуюся жизнь прикован к постели».
Жертва является одним из «внутренних детей». Она формируется в том случае, если ребенок не мог справиться с какими-то сложностями в жизни и где-то подобрал образец пассивно-агрессивного поведения. Этот пример нередко дают родители, которые могут сами им пользоваться в быту, разрешая конфликты между собой. Они так же могут напрямую ребенка учить тому, что чтобы не случилось, он не виноват. Просто вокруг злодеи.
Дурной пример могут подавать и свертники. Ведь все знают, что жертву обижать нельзя. Если ты пострадал, то тебя должны все любить и просить прощения. И этим можно многого добиться. Ведь и делать ничего не надо, только губы гнуть художественно и пускать слезу.
По этой причине, если вы в себе разглядели такую жертву, научите своего внутреннего ребенка решать проблемы. Разработайте решения со своей взрослой точки зрения и используя свой опыт.