Поставить памятник интервентам в Екатеринбурге решили ещё в 1918 году

Aug 13, 2024 23:08





Могилы чехословацких легионеров 1918 -1919 в Екатеринбурге. Фото: legie100.com

В августе 1918 года в екатеринбурге состоялась церемония похорон иностранных интервентов - белочехов, находившихся под фроанцузским командованием. Белогвардейская пресса писала:

«10 августа, вечером, состоялись похороны 11 чехословаков, погибших, павших в боях с красными. Печальный кортеж в сопровождении духовенства, воинского отряда чешских войск, почетного караула от офицерской роты, военного оркестра и большого количества публики, двинулся со станции Екатеринбург 1-й по Арсеньевскому, Вознесенскому и Главному проспектам, на Михайловское кладбище. Гробы с телами павших героев следовали на тележках и были украшены зеленью и цветами. По прибытию к кладбищу у ворот последнего выстроился почетный караул от чехов и офицерской роты и при звуках похоронного марша гробы с прахом погибших героев были перенесены на кладбище к братской могиле.

На братской могиле протоиереем отцом А. Катагошиным была произнесена речь, в которой оратор в горячих словах очертил заслуги павших не только перед Екатеринбургом, но и перед всей Россией. Отец Катагошин предложил присутствующим сбор в фонд на памятник павшим за освобождение Екатеринбурга и Урала чехословакам.



Тот час же было собрано несколько сот рублей. Затем выступил с речью Л.И. Вишневецкий. Оратор отметил, что заслуги чехословаков перед Россией так велики, что единственной достойной благодарностью может быть одно - Великая Россия, окрепнув, отдаст свои силы на восстановление свободной Чехии. Оратором возложен на гроб павших героев роскошный венок. Затем при звуках похоронного марша началась церемония опускания в могилу гробов с павшими.

Церемония опускания гробов в могилу и погребения была настолько трогательной, что среди публики можно было наблюдать рыдание и плачь».

К этому стоит добавить, что к этому описанному захоронению в последующее время пришлось подзахоранивать неоднократно. Уже на следующий день на этом же кладбище закопали ещё одиннадцать белочехов. И собрали у публики на памятник 1 тыс. 242 рубля.

Памятник был установлен в 2008 году. На церемонии открытия присутствовала Председатель Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина.

Согласно сохранившимся данным, на Михайловском кладбище Екатеринбурга в 1918-1919 годах похоронены около 400 чехословацких солдат. Кроме 360 легионеров, в братских могилах похоронены еще порядка 30 человек, имена которых не установлены.

Интересно, что поп А. Катагошин по современным данным служил настоятелем в Всехсвятской церкви на Михайловском кладбище, был арестован в качестве заложника большевиками и увезен в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба составителям сайта «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в». - неизвестна.

Выходит, Катагошин благополучно из заложников вышел и продолжил яростную борьбу с советской властью.

Что касается второго оратора, то это скорее всего, золотопромышленник пан Вишневецкий.

Вот как его описывал «Уральский следопыт» в 1986 году:

«Им найдены платина, золото, железная руда, асбест, изумруды, уголь и проч. Месторождениями заинтересовались не только у нас, но и за границей: английские синдикаты, американские, калифорнийские послали своих инженеров и геологов».

Слово «найдены» здесь нужно, конечно, взять в кавычки и расшифровать как «прибраны к рукам и предложены иноземным компаниям».

С каким багажом, с какими капиталами Вишневецкий появился на Урале - неизвестно, но к 1917 году у него уже было 199 приисков. Да, да,- без одного двести! И они перечислены в книге Доброхотова.

«Найдены» на Урале были не месторождения полезных ископаемых, а… богатая вдова Вера Яковлевна Казанцева, с которой Вишневецкий сблизился, несмотря на разницу в возрасте, «на почве общих интересов к книгам, картинам, театру». Казанцевские капиталы и предприятия и помогли ему развернуться в «открытом» им золотом крае.

Но ненадолго. Октябрь 1917-го поломал все радужные планы дельца. Кратковременное белогвардейское нашествие надежд не вселило. Осталось, положившись на судьбу, податься с отступающими колчаковцами в Сибирь - может, там повезет.

Не повезло. На станции Иннокентьевской кончилась кровавая колчаковская авантюра, а сам он был выдан белочехами и «союзниками» Иркутскому ревкому. Там же кончилась и авантюра Вишневецкого: увезенное им имущество Казанцевых было реквизировано, а сам он куда-то исчез».

Выходит, не совсем исчез.

гражданская война, история

Previous post Next post
Up