С начала интервенции чехословацкого корпуса многие в России пребывали в заблуждении относительно их намерений. По мнению большинства военное выступление чехов было призвано лишь расчистить им дорогу во Владивосток и беспрепятственно покинуть Россию на американских кораблях.
Даже наиболее дальновидные большевики, включая самого В.И. Ленина считали, что военное выступление чехов было вызвано
маленькой неосторожностью. В Екатеринбурге вообще царило благодушие: уральский военный комиссар Сергей Анучин
был уверен, что все действия белочехов направлены на одно - на то, что бы, «во чтобы то ни стало продвинуться на Омск и далее…»
Кое-какие меры,
все же были приняты: демонстративно и явно показушно были взяты заложники из числа буржуазии с угрозой их расстрелять (что в реальности не было сделано) в случае белогвардейского мятежа.
В городе появились патрули, началась отправка революционных формирований против чехов.
Понимание того, что чехи никуда не торопятся и их цель оккупация российских областей к екатеринбургским большевикам пришла только в июне.
С.Е. Чуцкаев, председатель екатеринбургского Совдепа
7 июня на собрании Совдепа Сергей Чуцкаев доложил, что «…на Златоустовском и Челябинском фронтах происходит продвижение чехо-словаков вперед к крупным хлебным станциям и вообще хлебным центрам. В этом можно видеть или начало открытия активных военных действий, или намерение захватить хлебные центры и прекратить возможность подвоза сюда (в Екатеринбург) хлеба».
То, что речь уже идёт не о каком-то выступлении с требованием эвакуации чехословацкого корпуса во Францию, а о открытой интервенции Антанты (чехословацкий корпус находился под французским командованием), говорили многочисленные факты.
Полученные в Екатеринбурге челябинские газеты, после захвата там власти белочехами, начали выходить с лозунгом - «Долой Советы»-«Да здравствует Учредительное Собрание».
Русское население и русские военные на сторону интервентов переходили неохотно. По крайней мере так ситуация виделась из Екатеринбурга. По данным местного Совдепа в Челябинске из 120 офицеров-инструкторов Красной армии на сторону чехов перешло только семь человек.
Ну и уж совсем ясно о намерении чехов говорил факт того, что их отрядам отдана команда о продвижении не в восточном направлении, т. е. на Владивосток, как об этом многим думалось, а в западном. Это означало, что чехам поставлена задача оккупации всего Урала!
Свой доклад Совдепу Чуцкаев закончил указанием на то, что определенно выясняется, что появление чехословаков и их действия не простая авантюра, а организованное капитализмом, может быть даже международным - контрреволюционное движение.
Собственно это наступление иностранных интервентов сейчас празднуют На Урале.
You can watch this video on www.livejournal.com