Если бы Россия не совершила ошибку в 1917 году и стала бы как Эстония?

Jul 24, 2023 22:59


Тема, которая порождает огромное количество споров - тема выбора пути России в 1917 году. Согласно современной официальной пропаганде, Октябрьская революция была исторической ошибкой. Россию срубили на взлёте. Как неоднократно подчёркивал российский президент В.В. Путин, темпы роста экономики России были потрясающими и если бы не большевики, то либеральная Россия и войну бы выиграла, и провела индустриализацию щадящими методами и обеспечивала бы населению высокий уровень жизни…



Ричард Уутмаа. Пьюз неймель. 1955. Эстонский музей искусств

Я к данной теме уже обращался неоднократно. Особенно в этой связи всегда было интересно сравнивать достижения советского правительства с достижениями их оппонентов.

Все эти материалы были разбросаны по разным публикациям. Сегодня я решил свести их в одну, сократив и оставив лишь самое важное.



Как известно в результате событий 1917 - 1918 году некоторые, наиболее развитые части бывшей Российской империи отделились и пошли по буржуазному пути развития.

Это, в первую очередь, Польша, государства - «прибалтийские тигры» и, отчасти, Финляндия (она де-факто была отдельным государством ещё при царях).

Конечно, наиболее показательны были бы сравнения с Польшей, государством наиболее крупным и наиболее развитой в прошлом частью Российской империи.

К сожалению, достаточного количества литературы по экономике и повседневной жизни предвоенной Польше на русском и английском я не нашел, поэтому обратился к маленькой стране - Эстонии.

И для начала предлагаю разобраться с эстонскими деньгами, потому что говорить о уровне жизни, повседневности, невозможно, не касаясь вопроса национальной валюты.

Суперкрона супердержавы

К концу 30-х годов национальной валютой Эстонии являлась эстонская крона, которая делилась на 100 сентов.



Согласно справочнику Лиги Наций в 1939 году курс кроны был определен в 0,25 доллара США.

То есть, 4 кроны за 1 доллар.

Поскольку для сравнений нам потребуется курс рубля, то согласно тому же справочнику Лиги Наций, за 1 советский рубль давали 0,19 доллара США.

У меня получилось соотношение: 0,76 кроны за 1 рубль.

Чтобы понять какой курс между Эстонией и СССР обе стороны считали справедливым приведу цифры военной торговли. Так в 1939 году Эстония вела переговоры о закупках в СССР различного имущества военного назначения: оружия, техники, боеприпасов и т.п.

Так, например, заключался договор о покупке Эстонией 12 советских трехосных грузовиков повышенной проходимости ЗИС-6.

Стоимость каждого грузовика определялась в 12500 рублей или 10666 эстонских крон.

Закупались 7,62 мм трехлинейные винтовки по 166 руб или 146 эстонских крон.



Эстония предлагала СССР по 146 крон за каждую трехлинейку

Любопытно, что СССР в данном случае торговал с Эстонией совершенно без навара - отпускал, например, винтовки по заводской цене. То-есть, за 166 руб. покупал винтовки советский наркомат обороны у советской промышленности, за ту же цену покупала винтовки у СССР и буржуазная Эстония!

Следовательно, торговые расчеты в 1939 году между СССР и Эстонией велись по курсу 0,85-0,87 крон за 1 рубль.

Напомню, в 30-е годы с началом Великой депрессии почти все страны мира отказались от золотого стандарта и все валюты были условно говоря, «деревянными». Курс устанавливался искусственно государством или в результате межгосударственных отношений.

Таким образом, курс рубля к эстонской кроне при перерасчете его с помощью курса доллара США составлял 0,76 кроны за рубль. А по взаимному соглашению в среднем 0,85 кроны за рубль.

Вот этой цифрой 0,85 кроны за рубль я и намерен в дальнейшем пользоваться. Отмечу, что в Википедии указано, что после присоединения Эстонии к СССР обмен крон на рубли производился по более выгодному курсу для обладателей крон - 0,8 крон за рубль.

Теперь, когда мы определились с курсом валюты буржуазной Эстонии в 1939-1940 годах, можно перейти к другим сравнениям…

Эти богатые комиссары!

В июне 1940 года советские войска по соглашению с эстонским правительством вошли на территорию капиталистической Эстонии.

Как только части и подразделения Красной армии были расквартированы на новых местах многие офицеры и даже солдаты устремились в эстонские магазины. Закупались товары народного потребления и в заметных количествах отправлялись на родину, в Советский Союз.



Советские военнослужащие состава 3-й ОСБр на острове Эзель/ Фото:waralbum.ru

Данные эпизоды нынешние неполживые историки трактуют исключительно как доказательство высокого уровня жизни в буржуазных государствах в сравнении с СССР.

В действительности же это говорит лишь о том, что официальный курс рубля по отношению к кроне был достаточно высоким.

На тот момент за 100 эстонских крон давали 124 руб 50 коп.

А начиная с 1939 года минимальный оклад командира взвода составлял 625 рублей, командира роты - 750, батальона - 850, полка - 1200, дивизии - 1600, а командир корпуса и вовсе получал 2000 рублей. Помимо этого солдатам и офицерам полагался целый ряд других выплат, например подъёмные, лагерные и курсовые деньги, территориальные надбавки, вознаграждение за прыжки с парашютом и водолазные погружения.

То есть, «Ванька-ротный» обменяв свое денежное довольствие на эстонскую валюту получал 604 кроны. В это время зарплата в 40 крон на эстонских предприятиях считалась хорошей зарплатой.



Советский офицер на фоне подавляющего большинства местных жителей выглядел богачем. Естественно местные цены для него становились вполне доступны даже на те товары, которые в СССР он себе позволить не мог.

Вот и вся очередная сказка о «хорошей» жизни в буржуазной Прибалтике и «плохой» в СССР!

Про чашечку кофе с ликером и нужду в кустах

А теперь к мифам. Сейчас историческая мифология - очень востребована.

Вот, например, как жительница Финляндии описывает Таллин 50-х годов.



Жизнь в "старой" Эстонии представляется некоторым похожей на рекламные картинки

«В начале 50-х в городе более-менее сохранялась атмосфера довоенного времени - это была исчезающая Европа с её укладом жизни, маленькими кафе, стильными женщинами. Эстонки одевались совершенно иначе, чем приехавшие русские, среди которых были в моде зимние пальто в талию из бостона с чернобуркой. И чем больше была чернобурка, тем было выше благосостояние носившей её.

Эстонки любили сидеть в небольших кафе Старого города в кокетливых шляпках с чашкой чёрного кофе и малюсенькой рюмкой шартрёза и под негромкие звуки небольшого оркестра вели свои неспешные разговоры. Этот стиль жизни был совершенно чужд русским.

Стильная, но с виду скромная одежда и просиживание весь вечер за одной рюмочкой ликёра вызывала у простого русского народа насмешки, эстонок, как сейчас говорят, называли нищебродами. Кофе тогда русское население тоже не пило, о шартрёзе понятия не имели. Простому русскому человеку в эстонцах не нравилось буквально всё.

Очень раздражала вежливость эстонцев, с их вечными "спасибо" и "пожалуйста", то, что они всё ещё продолжали употреблять по-эстонски обращение "госпожа". Обсуждалось свободное воспитание детей, особенно девушек. Казалось кичливостью пользоваться салфетками, есть ножом и вилкой даже дома. На улицах было не увидеть похоронные процессии, как это я видела в начале 60-х на Псковщине. Одним словом, всё было не так, всё было непривычно, чуждо.

Это было мощное столкновение двух совершенно разных не только культур, а миров: столичных жителей, привыкших ездить на конец недели в Финляндию, путешествовать миру и с другой стороны - приехавших из глубинки рабочих и военных, прошедших пекло войны (число русскоязычных интеллигентов среди приехавших было незначительно)».

Это она описывает то время, когда на всю Эстонию (промышленность, строительство, сельское хозяйство, армия) в 1940 году было всего 1800 штук тракторов.

Это значит эстонский хуторянин возделывал землю горбом быков и батраков.

Лошадей в Эстонии, в то же время, было 202 тыс. голов. Это на все: на армейскую кавалерию и артиллерию, на ломовый извоз, на работу промпредприятий (тракторов и автомобилей на мелких фабриках почти не было!!!). Всего в Эстонии накануне вхождения в СССР было порядка двух тысяч грузовиков. Часть из них - в армии.

Всего порядка двух тысяч!

Поэтому средний эстонский бизнесмен подгонял к складу своей фабрики клячу, грузил коробки с продукцией и на базар!



Жители Таллина приветствуют входящие в город немецкие войска возле Александро-Невского православного собора/ Фото:waralbum.ru

После того как Российская империя распалась. Эстония стала страной "независимой" и быстро пообносилась. Особенно это заметно если сравнивать её с таким регионом как Средний Урал, который до Октябрьской революции был практически полуграмотным и нищим.

В советские годы культурный уровень жизни в Свердловской области значительно подтянулся. А по материальном показателям развития культуры в 1940-м году в Свердловская область сравнялась с Эстонией или оставила ее далеко позади.

Так, книг в библиотеках Свердловской области на душу населения приходилось 1,5. В Эстонии менее одной книжки - 0,9. Профессиональных театров в Свердловской области было 13, а в Эстонии - 11.

Но особенно отсталость Эстонии была заметна на примере кинематографа. Во всей Эстонской республике имелось всего 56 киноустановок. Это одна киноустановка почти на 19 тыс. человек. Это означает, что большинство эстонцев до советской власти не видели никогда ни одного фильма! В Свердловской области киноустановок было 546 - одна киноустановка приходилась примерно на 4600 человек.

Заметьте, я не сравниваю Эстонию с Москвой или Ленинградом. Я сравниваю со Свердловской областью, которая до отсоединения Эстонии от России была одной из самых отсталых, в то время как Эстония была одной из самых передовых.



Жители Таллина, немецкие солдаты и САУ StuG III на площади./ Фото:waralbum.ru

Мне могут сказать, что это для Ленина важнейшим из искусств являлось кино. А тихие эстонцы спокойно пахали на быках, ели свой хлеб с маслом, ходили по нужде в кусты и плевать хотели на кинематограф и библиотеки.

Но, подождите, а культура? А исчезающая Европа? А стильные женщины с чашкой кофе и рюмкой шартрёза?

Да, и многие ли молодые женщины в Эстонии могли просиживать время в кафе?

В отличие от Свердловской области в Эстонии почти не было яслей. Когда у тебя дома орет ребенок много в кафешках не насидишь. И это ещё речь о горожанках, которых был в Эстонии мизер. Основная часть эстонок жила в деревнях при керосиновых лампах и металась с подойником от ребенка к коровам.

Кстати, про керосиновые лампы. Абсолютным показатель развития общества в послевоенные годы считалось обеспеченность электроэнергией.

Сравните: в Свердловской области на 1 жителя приходилось 780 квт. На одного жителя "суверенной" Эстонии - 180 квт. Если я правильно посчитал - это на 125 дней мерцания одной лампочки 60 ватт.

Врачей в Эстонии было меньше, чем в Свердловской области, больничных коек меньше несравнимо.

Всякого скота, за исключением лошадей, в Эстонии было несколько больше. Но Свердловская область - не сельскохозяйственная. Здесь очень суровые погодные условия.

В других республиках Трибалтики ситуация была ещё хуже. В Риге до «советской оккупации» только 32,5% квартир имели водопровод. Канализацию - ещё меньше. И все они в центре города.

Это означает, что почти 70 процентов жителей столицы ходили по нужде во двор, а мылись от случая к случаю, поскольку водопровода не было, и воду приходилось носить в квартиру из колодца, расположенного во дворе. Уже с точки зрения использования воды мыться каждый день было сложно.

"Можно сказать, что европейцами мы стали благодаря советской власти, когда всё стало строже, детей отмыли - хочешь ты того или нет. Проверяли чистоту рук, ног и за ушами", - признают наиболее честные из эстонских историков.

Для большинства жителей Трибалтики уборной служила тропинка в кусты. Немецкие оккупационные власти в 1918 году потребовали, чтобы эстонцы обзавелись сортирами. Но и в 30-е годы по нужде гордые прибалты ходили и в поле, и в сад, а зимой - в хлев.



Освобождение Таллина. Жители города приветствуют советские войска./ Фото:waralbum.ru

В 1930 году в городах Эстонии было 72 общественные бани, а в трети городов не было ни одной. Регулярно ходили в баню только 4% горожан, и это был преимущественно приехавший из деревни народ.

- Более утончённые натуры считали, что баня - это для деревенщины...

Что там мигрантка писала про кафе, черный кофе и малюсенькую рюмку шартрёза?

Эх, прокачу, по-эстонски...

Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. В Прибалтике, Финляндии, Польше вместе взятых к концу тридцатых годов автомобилей было меньше, чем в одном- единственном провинциальном городе США. Да что уж там: в США к концу 30-х годов автомобилей было примерно в пять раз больше, чем во всех государствах Европы вместе взятых, включая Англию, Францию и Германию!



Бьюйк президента Пятса, сзади едет генерал Лайдонер на Кадиллаке

Тем не менее, в XX веке, особенно в первой её половине, одним из мерил благосостояния страны становятся автомобили. Напомню, в Российской империи, которая, как теперь любят вспоминать, показывала беспрецедентный рост экономики, полноценного автомобилестроения не было.

К началу первой мировой войны на территории Российской империи имелся только один Русско-Балтийский вагонный завод, занимавшийся сборкой автомобилей.

По существу, это было полукустарное производство из импортных деталей. Самая массовая модель С, была выпущена в количестве 347 экземпляров. Находился этот завод как раз в Прибалтике, в Риге.

Осень 1915 года завод был эвакуирован. И на этом историю довоенного «прибалтийского» автомобилестроения можно считать законченной.

После Октябрьской революции и гражданской войны наиболее развитые западные губернии Российской империи стали самостоятельными государствами.

Это, были территории, ещё раз подчеркну, с самым высоким уровнем жизни в империи!!!

В то время, как Россия «совершила историческую ошибку» и пошла по пути социалистического развития, «прибалтийские тигры» в том числе и Эстония, ошибки не совершили и законсервировали у себя капиталистические отношения.



Похоже, хибара на заднем плане имеет надпись "ресторан..."

Поэтому и ситуация с автомобилями там была иная, чем в раннем СССР.

Вот некий Алексей Васильев, из Таллина, который ездит на «Порше», пишет: «…в 1940-м году когда, Эстония вступила в состав СССР в ней было 1 054 000 жителей, хорошо что есть архивы, что бы составить представление каков был автопарк Эстонская Республика, в которой свободно можно было купить любую марку автомобилей, в отличие от СССР (где только бонзы могли ездить на собственном авто, и хорошо если на импортном)».

Хорошо это, когда ездишь на импортном и не имеешь своего, или не хорошо, ещё обсудим. Но сначала о цифрах, которых патриот с хорошей эстонской фамилией Васильев не знает.

В 1937 году в Эстонии имелось:

Легковых автомобилей - 2660 шт.

Грузовых автомобилей - 1849 шт.

Мотоциклов - 2131 шт.

Велосипедов - 132090 шт.

Если верить Васильеву, то большая часть этого автопарка была представлена марками: «Форд», «ДКВ», «Опель», «Шевролет», «Рено», «Ситроен», «Мерседес Бенц» и другие.

Какие модели данных марок преобладали, какого года выпуска - не известно. Поэтому понять сколько из них было легковых, сколько грузовых, сколько дорогих, сколько новых - нельзя.

Согласно данным эстонских экономистов того времени, закупки легковых и грузовых автомобилей в 1937 году были произведены на 3,7 млн эстонских крон.

Значительно вырос так же импорт велосипедов.

По мнению эстонских экономистов этот факт указывал на выдающий рост благосостояния широких слове населения Эстонии. Всего было импортировано более 21 000 велосипедов на общую стоимость 1,4 миллиона эстонских крон.

Таким образом получаем среднюю цену велосипеда - 66,6 крон.

Напомню, в ту пору заработная плана 40 крон в месяц в Эстонии считалась хорошей зарплатой. Исключительно для сопоставления приведу цену одной из самых популярных моделей автомобилей 30-х годов, стоимость которой известна: Shecrolet Master Ltlux импортеру стоил примерно 3120 эстонских крон. Чтобы купить такой автомобиль эстонский рабочий на хорошем предприятии должен был откладывать зарплату 78 месяцев!

И это без учета торговой наценки.

Поэтому если в СССР «только бонзы могли ездить на собственном авто, и хорошо если на импортном», то кто ездил на авто в Эстонии - легко посчитать.



Впрочем, все эти расчеты имеют лишь познавательное значение, но ни в какой мере не объясняют суть вопроса.

Произошел ли взрывной рост экономики в самых богатых частях Российской империи, которые после стали самостоятельными буржуазными государствами?

Если брать за критерий количество автомобилей, то и в странах Прибалтики, и в Польше наблюдалась явная деградация. Несколько лучше смотрелась только Финляндия, которая и в имперские времена де-факто была отдельным государством и имела несопоставимый с русскими губерниями уровень жизни.

В СССР в 1937 году 1 автомобиль приходился примерно на 208 человек. Этот показатель несколько лучше, чем в Эстонии (250/208), вдвое лучше, чем в Латвии (412/208), почти в шесть раз выше, чем в Литве (1230/208), в шесть раз выше, чем в Польше (1248/208) и почти в два раза хуже, чем в Финляндии, но уже в который раз повторюсь, Финляндия частью Российской империи была лишь номинально.

Соответственно, ни одна из частей бывшей Российской империи, выбравших буржуазный путь развития, не смогла догнать, прежде отсталую чем они, но рванувшую вперед Советскую Россию.

Можно, конечно, возразить, что относительно высокий показатель количества автомобилей в СССР формируется за счет грузовиков.

Да!

Но подсчет моторов на душу населения в качестве показателя развития общества придумали западные экономисты. Ну и, во-вторых, кране низкий показатель обеспеченности Эстонии грузовыми автомобилями говорит лишь о том, что небольшая горстка населения этой страны числом не более 2660 человек имели легковые автомобили. С членами семьи это порядка 10 тыс. человек. Остальные 1 млн. 20 тыс. жителей Эстонии перевозили грузы на клячах и быках. А ещё чаще - на своём горбу.

Больше истории на сайте PERVO.INFO

повседневность, уровень жизни, история, Прибалтика

Previous post Next post
Up