«Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман»
1907
Холст, темпера 140 x 140
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Каждый раз, готовясь к созданию нового портрета, живописец стремился избежать любых повторении ракурса, позы, антуража или жеста. Он долго присматривался к новой модели, делал эскизы, искал наиболее выразительную позу для героя и самый подходящий к нему интерьер.
Серов очень долго подбирал подходящий антураж для портрета супруги влиятельного антиквара Владимира Гиршмана. Художник хотел, чтобы интерьер подчеркнул лоск и изящество этой светской львицы, одновременно не упростив и не умалив её блистательной красоты. Мастер с большой симпатией и теплотой относился к Генриетте Леопольдовне, считая её «умной, образованной, культурной, скромной и простой, без замашек богатых выскочек и, к тому же очень симпатичной». Картина «Портрет Г Л. Гиршман» (1907 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой изысканный смысловой и живописный шедевр изобразительного искусства.
Композиция произведения очень проста. Единственной притягивающей к себе все внимание фигурой на холсте является роскошная молодая женщина в строгом черном костюме, которая будто только что поднялась от туалетного столика и обернулась к художнику и зрителю. Быть может, она захотела осмотреть себя в другом зеркале, но между ней и противоположной стеной с ещё одним зеркалом находился художник, который остановил этот поворот своей кистью и зафиксировал навсегда мягкий, но взыскательный взгляд дамы, обратив его к нам. Прекрасная Генриетта Леопольдовна вглядывается в зрителя, словно в зеркало, её требовательный взгляд как будто адресован тем, кто через века будет на нее смотреть. Строгий чёрный костюм освежает лишь небольшое белоснежное боа, которое женщина кокетливо поправляет своей тонкой лилейной ручкой, унизанной перстнями. Изящно изогнутая поза позволяет героине опираться второй рукой на туалетный столик. В отличие от роскошных светских львиц, которых художник недолюбливал, здесь мы видим молодую, строгую, но красивую женщину, наделенную характером и обаянием.
Валентин Александрович создал на холсте игру зеркал, двойное отражение, заметное лишь со стороны живописца и открытое им зрителю. Он изобразил не только отражающуюся в зеркале спину Генриетты Гиршман, но и её расплывчатую уменьшенную копию видимую в дальнем зеркале, таким образом, замкнув круг и показав зрителю в отражении то, что находилось за границами полотна портрета. Также Серов в первый и последний раз за все своё творчество изобразил на холсте открытый диалог модели и мастера. Он изобразил сам себя в отражении на самом краю зеркала. Хотя лицо художника искажено огранкой, на нём явно читается напряжение, с которым он старается выполнить работу для этой женщины.
Очень характерный взгляд-рентген Серова страшил многих светских особ настолько, что они боялись позировать ему. Живописец всегда отчетливо видел и беспристрастно проявлял в своих работах суть портретируемого человека, основу его личности. Все знали, что позировать этому художнику «опасно», хотя Серов никогда не обманывал ожиданий заказчиков, создавая великолепные и очень реалистичные портреты, которыми те могли бы гордиться.
Сам мастер всегда признавал, что его интересует не внешность позирующего человека, а его характеристика, которую можно выразить на холсте. Выявленные художников в своих героях черты часто бывали столь неожиданным для их обладателей, что его много раз упрекали в шаржировании. Сам мастер так комментировал это: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».
http://gallerix.ru/read/valentin-aleksandrovich-serov/