Искренне недоумеваю, обнаружив, что воронежские власти до сих пор не знают ни одной общественной правозащитной организации в регионе и ни одного правозащитника. Иначе невозможно объяснить то, что правозащитников забыли пригласить на заседание по поводу создания в регионе Большого Совета НКО.
Официальный отчет о самом мероприятии можно посмотреть
здесь В силу кулуарного формата организации и проведения этой встречи положительной сенсацией она не стала, хотя на статус важного события в общественной жизни могла бы претендовать, но "...не шмогла".
Не исключено, что имел место избирательный подход, но подозревать взрослых чиновников в смешных фобиях по отношению к правозащитникам нелепо. Все без исключения воронежские правозащитники люди образованные, профессионалы в своем деле и, вообще, - весьма симпатичные во все отношениях. Видимо, ключевой их недостаток, по мнению представителей правительства, независимость и готовность открыто говорить о проблемах региона, о которых в правительстве слышать не хотят.
Тем не менее, как-то из 1000 некоммерческих организаций региона для этой встречи было отобрано всего 30 общественников. Даже, если выбор был не из тысяч существующих номинально организаций, то по крайней мере из сотни ранее заявивших о своем намерении войти в такой Совет. Именно о таком количество стало известно незадолго до встречи из письма руководителя управления региональной политики Андрея Маркова.
Господин Марков присутствовал на прошедшей без правозащитников встрече и даже представлял собравшимся модель Большого Совета социально ориентированных некоммерческих организаций. Главное в этой модели уже очевидно - это ориентация на ручное управление из правительства области: собирать только тех, кого позовут, кто угоден и подходит под формат.
Увы, опыт работы Общественной палаты Воронежской области наглядно демонстрирует всю импотенцию такой модели. Палата не способна даже собираться по собственной инициативе, ни одного более менее представительного собрания, организованного ее членами без губернатора за всю историю этого органа так и не случилось. Все ее члены и председатель - люди перегруженные. И в результате, мнение всей палаты и общества в целом, например, в областной Думе переставляют технические сотрудники, которые чаще всего молча сидят на заседаниях в уголочке, изображая специалистов по всем вопросам. Как раз правозащитники так не умеют и, видимо, этим очень кого-то смущают.
Сейчас очевидно, что речь идет об очередной попытке области выстроить под себя еще один сегмент общества. Медиа-сектор до сих пор нервно вздрагивает после подобной процедуры всем живым, что в нем осталось.
В правительстве области делают все возможное, чтобы не замечать очевидного: выстраивание гражданского общества асфальтоукладчиком - глупо, непрофессионально и бесперспективно. Общество - живой организм, можно сказать, сложный и многообразный биогеоценоз, как лес. Его изумрудные ростки неизбежно пробьются даже через асфальт. В таких природных системах для выживания всех важен каждый вид. Игнорирование или уничтожение чего-то одного гибельно для всех, и это недопустимо.
Прошедшая встреча вылилась в создание оргкомитета по проведению первого заседания Большого совета, который намечен на февраль 2013 года. Чем обернется эта встреча во многом зависит от того, удастся ли сотрудникам правительства избавиться от предрассудков и перестать бояться правозащитников.