Мой старинный знакомец анархист Влад Тупикин, живущий параллельно в Москве и Белине, откуда его жена, ехал сегодня на велосипеде. Упал, споткнувшись о какую-то внезапно вырытую городскими властями яму, разбил лицо, погнул очки и, чертыхнувшись в фейсбуке, спровоцировал дискуссию о дорогах, их ремонте, комфортной городской среде и возможностях обычных людей на нее влиять. Его друзья из обоих городов и не только, - а чебурахнулся он, к слову, в Берлине - включились в дискуссию с одинаковым жаром и говорили абсолютно об одном и том же схожими словами. И вот уже нет смысла отрицать, что эта дискуссия перевалила за границы бесед интеллектуалов, ратующих за малые дела, и либеральных поклонников жизни и творчества Каца.
Тема вызрела и проросла практически во всех головах, отличных от задницы. Даже в тех, которые умеют осознанно сопротивляться мейнстриму и сиюминутно модным темам. Несколько дней назад городское развитие всплыло в программе троцкистской конференции. Оценить этот прорыв можно лишь зная, что их повестка - одна из самых последовательных, если не сказать консервативных, а речь в данном случае шла совсем не о забастовке асфальтоукладчиков.
Занимательная урбанистика, города удобные для жизни - сегодня и отличная светская тема, которая может потихоньку конкурировать с котиками, и замечательная, доступная каждому практика усовершенствования мира. Живой интерес к этому одновременно удивляет и обнадеживает.
Для сравнения, относительно недавно наше государство подсунуло людям готовые и формализованные стандарты управления многоквартирными домами. Но дарованные сверху и адаптированные на местном уровне под интересы лишь номинально не чиновничьего бизнеса эти возможности гражданского участия подлинного интереса и ажиотажного спроса у жильцов не вызвали, даже с учетом того, что речь о самом дорогом их имуществе и почти всегда о сугубо частной собственности. Тем любопытнее природа интереса и заботы о совместном пространстве, имеющем самую разную правовую основу: где- то это муниципальная собственность, где-то частные владения целого дома тех самых жильцов.
Существует концепция "третьего поколения" прав человека - прав, которые касаются не только конкретного человека, а человека, как вида, сообщества. Чаще всего в пример приводят право на безопасную и комфортную среду обитания.
Градоустроительная тематика - это своего рода продолжение и альтернатива экологической темы. Городская экология - тоже про общее пространство и про будущее. Но есть разница. Экология - почти всегда про "пусть останется как есть", вроде: не застраивайте парк, не рубите дерево, не копайте никель. А это требует тратить огромные усилия на сопротивление, оставляя немного энергии на развитие и альтернативы, причем часто альтернативы неприемлемы активистами, как в случае с дилеммой "дерево или парковка?" Хотя в Воронеже такая соседская группа сопротивления в защиту Парка "Оптимистов" умудрилась серьезно и системно изменить город, обратив через свою проблему внимание губернатора на вопиющую ситуацию с зелеными островками. Буквально за год под его личным контролем основные и самые безнадежные парки Воронежа были приведены в чувство. Кстати, важно чувствовать разницу между абсолютной общественной конвенцией о приоритете и значимости природы, а также неизбежно разным отношением людей к городскому планированию.
Градоустроительство - это обычно про строить, ставить, передвигать. И здесь возможны тактические противоречия как с экологами, так и с любителями архитектурной старины и ретрооблика города. Любой план упирается в вопросы вкуса, о которых придется спорить. Градоустроительное движение сильно децентрализовано, об общем видении речь не идет, и, вероятнее всего, это вообще не потребуется. Просто строить всегда иначе, чем сохранять статус кво.
Заметно, что еще не слишком четко обозначена даже палитра подтем/подпроблем в сфере совершенствования городской инфраструктуры. Нет конвенциональной приоритезации. Пока есть отдельные лидеры, которые выбирают достижимые или труднодоступные цели на свой вкус и сами создают популярность своего направления. Если в Москве на рамена подняли так, что видно на всю страну, хорды, трамваи и лавочки. То в Воронеже разрозненно, но с одинаковым рвением и фантазией работают над информационными остановочными табло ( Андрей Фурсов и Михаил Аксенов - гуманитарноориентированные технари и IT-шники), качеством оборудования детских площадок (Анатолий Кравченко - молодой политик и предприниматель) и велоинфраструктурой (Илья Бейлин - дизайнер с неизбежной склонностью к культурным инициативам). Каждый из этих по сути лидерских и сугубо волонтерских проектов имеет четкое и, что важно! профессиональное видение идеальной картины; анализирует имеющиеся условия; пытается взаимодействовать, продвигая свои предложения, с властью, бизнесом и традиционными НКО; формирует в процессе вокруг себя новые групп и целые организации. Чуть поодаль идут атомизированные продолжатели запущенной Навальным Росъямы (например, А.Концевой).
Развитие этой темы рано или поздно выведет и на необходимость диалога с жильцами, которые тоже могут влиять. Возможно, не каждому нужно сразу чувствовать себя хозяином города. Можно начать с улицы или даже двора. Например, предприниматели отстаивают киоски, которые имели бы шанс устоять или переместиться во дворы, если бы ими занялись обитатели соседних домов, а не только торговцы. Двор решением жильцов имеет право у себя хоть киоск поставить, хоть платную ночную парковку сделать, средства с которых пойдут, например, на капитальный ремонт крыши. Все бы выиграли, главное начать договариваться.
Я люблю присматривать за своей улицей - это мой размерчик! То и дело озадачиваю Управу и управляющую компанию, которая расположилась аккурат в моем доме, вопросами из серии "зачем менять хороший гранитный бордюр на одноразовую бетонную труху?", "зачем стрижете траву, которую не сеяли?", и просьбами что-нибудь покрасить или отремонтировать. Правда, я еще хочу жить на улице, которая способствует общению и просвещению, отчего весьма рада возможным плакатам и содержательным граффити. Немного красоты тоже не помешало бы - по дороге к моему дому уже есть недурные картины размером с беседку детского сада, но вдруг, когда-нибудь появится огромная загадочная и симпатичная скульптурная загогулина? Пока ее заменяют высоковольтки, но их по генплану обещали вывести из города.
Города меняются ежедневно, и от того, кто и как формирует и кодирует наше жизненное пространство зависит то, какие мы и куда движемся. Мы можем в этом процессе участвовать и влиять. Нет ничего невозможного. Новая городская тема быстро становится популярной. И вся эта низовая дворо- и градоустроительная активность постепенно неизбежно приучает нас к самоуправлению, что не может не утешить моего знакомца - анархиста Тупикина))