Об итогах работы региональной конференции
«Медиация как способ совершенствования правовой культуры»
(Тамбов, 14 октября 2008 года)
14 октября 2008 года в администрации Тамбовской области состоялась региональная конференция «Медиация как способ совершенствования правовой культуры». Организаторами конференции выступили аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе, администрация Тамбовской области и Научно-методический центр медиации и права (г. Москва). Активное участие в подготовке и проведении конференции приняли управление образования и науки Тамбовской области, Институт повышения квалификации работников образования.
Конференция была посвящена развитию практики медиации как альтернативы судебной процедуре разрешения споров. В последние несколько лет популяризации и внедрению метода
медиации в Российской Федерации было посвящено несколько международных и межрегиональных конференций, семинаров; идея получила широкую поддержку в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
В конференции участвовали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.И. Макаров, главный советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Н.П. Романовская, заместитель главы администрации Тамбовской области А.А. Сазонов, главный федеральный инспектор Тамбовской области С.И. Маркин, руководители правоохранительных органов области, органов управления образованием, комиссий по делам несовершеннолетних, ученые и студенты
Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета. В качестве гостей в конференции участвовали специалисты АНО «Научно-методический центр медиации и права» - ведущей организации, занимающейся развитием практики медиации в России, а также представители Академии Федеральной службы исполнения наказаний России и Липецкого института развития образования. Общее число участников конференции - 182 человека.
Работу конференции открыл заместитель главы администрации Тамбовской области Александр Александрович Сазонов, представивший ее участников. Отметив социальную значимость обращения к проблемам медиации в контексте формирования правовой культуры населения, он передал слово заместителю полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Николаю Ивановичу Макарову,
который от лица полномочного представителя Президента Г.С. Полтавченко пожелал продуктивной работы участникам конференции. Н.И. Макаров подчеркнул, что развитие практики медиации может стать важным вкладом в развитие гражданского общества в России и нынешняя конференция призвана стать одним из шагов в этом направлении. С приветствием к собравшимся обратился также главный федеральный инспектор Тамбовской области Сергей Иванович Маркин. Ключевая мысль его выступления заключалась в том, что культура разрешения конфликтов - неотъемлемый элемент гражданского общества, и отсутствие ее чревато негативными последствиями.
Начавшееся далее пленарное заседание открылось докладом начальника управления образования и науки Тамбовской области Натальи Егоровны Астафьевой «Развитие практики медиации как фактор формирования правовой культуры гражданского общества». В основу доклада была положена мысль о том, что формирование развитой правовой культуры, свойственной гражданскому обществу, является необходимым условием консолидации российского общества для достижения стоящих перед ним сегодня целей. Важнейшим элементом
этой культуры выступает умение договариваться и достигать действенного компромисса в ситуации конфликта интересов. Именно в этом, отметила Н.Е. Астафьева, заключена суть медиации как альтернативного метода разрешения споров. Анализируя преимущества метода медиации, Наталья Егоровна обозначила достаточно широкий круг отношений, где он потенциально может быть наиболее полезен и востребован. В их ряду была особо выделена сфера ювенальной юстиции, а также отмечены широкие перспективы использования метода «Школьная медиация», разработанного Научно-методическим центром медиации и права. Остановившись на том, что распространение медиации требует принятия необходимой нормативной базы и профессиональной подготовки будущих медиаторов, Н.Е. Астафьева высказала идею о возможной апробации спецкурса по медиации при обучении студентов-юристов в тамбовских вузах, а также о включении соответствующей тематики в программы повышения квалификации некоторых категорий педагогических работников. В заключении доклада прозвучала важная мысль о том, что проблема развития медиации органично вписывается в логику тех задач, на решение которых направлена областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения (правовой всеобуч) Тамбовской области»; она вполне могла бы найти себе место в рамках мероприятий этой программы.
Выступление председателя Тамбовского областного суда Валентина Владимировича Назарова было посвящено рассмотрению перспектив метода медиации с точки зрения существующей ныне практики работы судебной системы. В нем, в частности, отмечалось, что применение медиативных процедур способно существенно снизить по многим категориям дел растущую нагрузку на судебную систему, мешающую ее более эффективной деятельности. Повышенное внимание, по мнению В.В. Назарова, стоит уделить возможностям применения медиации в области ювенальной юстиции.
Центральное место в первой части пленарного заседания занял обстоятельный доклад президента АНО «Научно-методический центр
медиации и права» Цисаны Автандиловны Шамликашвили «Метод «Школьная медиация» и медиативный подход как инструмент повышения профессиональной компетентности и совершенствования правовой культуры». В нем было дано развернутое представление о методе «Школьная медиация», являющемся авторской разработкой Центра медиации и права. Название метода условно, поскольку он может находить применение не только в школе, будучи рассчитан на работу с детьми разных возрастных групп (включая тех, что уже окончили школу) и в самых разных условиях. По сути своей, метод «Школьная медиация» понимается как целостная стратегия воспитания личности ребенка, своего рода «школа жизни». Речь в данном случае не столько о процедуре, альтернативной судебному разбирательству, сколько о широком использовании общих подходов, лежащих в основе медиации. Цели метода «Школьная медиация», по словам докладчика, не ограничиваются созданием более благоприятной атмосферы в образовательном учреждении; помимо этого, он призван воспитывать у обучающихся конструктивную стратегию поведения в конфликтах, содействовать профилактике агрессивности и правовому просвещению всех участников образовательного процесса. Ц.А. Шамликашвили акцентировала внимание участников конференции на том, что школьная медиация - действенный метод, которым должны овладеть не только школьные педагоги, но и другие лица, работающие с подростками (сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; сотрудники учреждений дополнительного образования; родители и т.д.). Внедрение метода школьной медиации не предполагает выделения дополнительных единиц в штатном расписании - с этими функциями потенциально могут справиться самые разные люди, при условии, что они овладеют необходимыми личностными качества и получили соответствующую специальную подготовку. Более того, в ряде случаев в роли медиатора с успехом могут выступать сами дети. Цисана Автандиловна отметила, что в некоторых регионах (например, в Липецкой области) сегодня уже реализуется эксперимент по развитию школьной медиации. Первые его результаты положительны, и это позволяет надеяться на дальнейшее продвижение метода.
С докладом «Арбитражный процессуальный кодекс РФ как правовая основа проведения примирительных процедур» на конференции выступил председатель Арбитражного суда Тамбовской области Андрей Сергеевич Краснослободцев. Им были проанализированы нормативно-правовые аспекты, а также реальная практика применения примирительных процедур в сфере арбитражного производства.
Основное содержание выступления заместителя прокурора Тамбовской области Дмитрия Викторовича Гурулёва было сконцентрировано вокруг возможностей медиации в решении задач профилактики преступлений и правонарушений. Коснувшись различных сторон данной проблемы, докладчик в целом признал перспективы медиации в этой сфере, применительно к случаям, когда речь идет о впервые совершенных правонарушениях и преступлениях небольшой тяжести.
Большой интерес собравшихся вызвало выступление д.ю.н., профессора, начальника ФГОУ ВПО «Академия Федеральной службы исполнения наказаний России» Александра Яковлевича Гришко на тему «Медиативный подход в специализированном вузе». В нем была представлена и проанализирована реальная практика применения медиативного подхода в специфических условиях обучения будущих сотрудников службы исполнения наказаний. Докладчик рассказал о различных категориях конфликтов, решаемых с помощью медиативных подходов, о процедурах, используемых в том или ином случае. Кроме того, им был представлен весьма интересный опыт работы «юридической клиники» в системе правового просвещения населения и формирования профессиональной компетентности юриста, который сопровождался демонстрацией видеофильма.
Вторая часть пленарного заседания началась с доклада начальника правового управления администрации Тамбовской области Ирины Степановны Поповой «Повышение правовой культуры населения и медиация».
Декан факультета общего и дополнительного образования Липецкого института развития образования, к.п.н. Ольга Вячеславовна Созонтова познакомила участников конференции с реализацией проекта «Школьная медиация» в Липецкой области. Она остановилась на причинах, побудивших обратиться к данной проблеме в рамках региона, стратегических целях, основных направлениях проекта, стартовавшего осенью 2007 года. Проведение эксперимента, по ее словам, начиналось с пилотажного исследования, в ходе которого была выявлена довольно значительная частота возникновения конфликтных ситуаций в образовательной среде, проанализированы их
типы, и сделан вывод об актуальности применения медиативных подходов. Организована курсовая подготовка различных категорий педагогических работников, направленная на ознакомление с основами медиации как междисциплинарной области, интегрированной в систему образования; определены базовые площадки по обобщению опыта экспериментальной работы. На сегодняшний день можно говорить о первых положительных итогах этой работы.
Доклад заместителя председателя комитета образования администрации города Тамбова, к.п.н. Ирины Алексеевны Романовой «Роль медиации в правовом пространстве образовательного учреждения» был посвящен различным направлениям работы по совершенствованию культуры разрешения конфликтов в рамках деятельности муниципальной системы образования города Тамбова. В нем были затронуты аспекты, связанные с подготовкой современных менеджеров образования; с использованием тренингов соответствующей направленности в ходе методической учебы разных категорий педагогических работников; с опытом работы школьных уполномоченных по правам ребенка, городского центра правовых знаний на базе МОУ лицея № 21, юридической консультации для всех участников образовательного процесса, организованной силами Центра правовых технологий «Гражданский союз».
В заключение конференции ее участники приняли решение, направленное на развитие практики медиации в Тамбовской области.
С орингиналом информациии можно ознакомиться по
этой ссылке.