Защита прав несовершеннолетних в арбитражном судопроизводстве.
Жизнь и здоровье детей должны находиться под особой защитой государства и постоянно быть в поле зрения прокуроров. Право на охрану здоровья является конституционным и закреплено в ст. 41 Основного закона страны.
Анализ состояния законности и эффективности прокурорского реагирования диктует необходимость активно использовать полномочия по подготовке и направлению в арбитражный суд заявлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере защиты прав несовершеннолетних.
В ходе проверок выявлены факты продаж товаров для детей, представляющих для них реальную угрозу. Подобные случаи требуют прокурорского вмешательства не только в отношении уполномоченных контролирующих органов, но и в отношении лиц, непосредственно нарушающих закон. Прокурорами в Тамбовской области наработана положительная арбитражная правоприменительная практика. Возбужден ряд административных производств по ч.2 ст.19.19 КоАП РФ. Внимание прокуроров было обращено на актуальную проблему обязательной сертификации детской продукции (игрушки, детская одежда, обувь).
Частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа и конфискации предметов за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16. статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или в нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
К примеру, в ходе проведённой проверки надзорного мероприятия, направленного на выявление возможных нарушений хозяйствующими субъектами законодательства об обязательной сертификации детских товаров установлен факт реализации индивидуальным предпринимателем детских игрушек "Кукол Jing Pin" производства КНР. Проверка документов на реализованный товар показала, что сертификата соответствия на данные детские игрушки в магазине нет.
Законодательными актами Российской Федерации обеспечивается защита прав потребителей на безопасность товаров и предоставляемых услуг. В частности, в ст.ст. 469, 470, 474, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются общие положения о качестве товара.
Согласно постановлению Госстандарта России № 64 от 30.07.2002 г. "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" в Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, включены игрушки, в том числе детские (Межгосударственный стандарт ГОСТ 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и контроля).
Из ст.2 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" следует, что сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Пунктами 1.1, 1.8 утверждённых постановлением Госстандарта России № 26 от 10.05.2000 г. Правил по проведению сертификации в Российской Федерации определено, что подтверждение названного соответствия - это процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям, а сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям.
В соответствии с п.2 ст.456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю её принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В развитие данной нормы Гражданского кодекса в п.4 ст.7 Закона Российской Федерации № 2300-I от 07.02.92 г. "О защите прав потребителей" предусмотрено, что если на товары законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров таким требованиям подлежит обязательному подтверждению.
Не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия указанным требованиям безопасности.
Частью 2 ст.19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, то есть за реализацию продукции без сертификата соответствия.
Детские игрушки изъяты в ходе надзорного мероприятия как предмет административного правонарушения.
Таким образом, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.19 КоАП РФ. По данному факту прокурором района в соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" 01.08.2008 г. в отношении нарушителя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.19 КоАП РФ - нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация продукции без сертификата соответствия. Заявление и материал проверки направлены в арбитражный суд Тамбовской области. Решением Арбитражного суда от 02.09.2008г. виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 1000 рублей с конфискацией предметов правонарушения. Решение суда вступило в законную силу.
Другой пример, в ходе совместной с органами внутренних дел проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем осуществляется торговля детской одеждой и игрушками. На витринах и вешалках с целью реализации были размещены различные товары для детей, то есть осуществлено фактическое предложение товара для обзора и дальнейшего приобретения покупателями. Среди предложенных к продаже товаров имелись детские игрушки производства республики Китай, а также детская одежда: школьные формы, трикотажные майки, футболки, пижамы, платья и пр.
Проверка показала, что среди указанных товаров имеются игрушки и одежда, на которых отсутствуют знаки сертификации, также отсутствуют документы, подтверждающие соответствие реализуемых товаров для детей. Результаты проверки были зафиксированы, указанные выше товары изъяты, упакованы и опечатаны, как предметы административного правонарушения.
В соответствии с Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 13.08.1997 N 1013, товары для детей - игрушки, одежда подлежат обязательной сертификации.
Сертификация игрушек, как было указано, проводится на соответствие требованиям ГОСТА 25779-90 (Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля).
Порядок проведения сертификации определен Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Согласно ст. 2 Закона сертификация продукции представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениями стандартов или условиям договоров.
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 10.05.2000 г. № 26, в пункте 3.8 предусматривают, что изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации в числе прочего маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия.
Согласно п. 4.6 вышеуказанных Правил знак соответствия наносят как на сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации, так и непосредственно на продукцию (тару, упаковку).
В соответствии с п. 1.10 вышеуказанных Правил знак соответствия -зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Знак соответствия - фора доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведенном обязательном подтверждении соответствия путем сертификации либо принятия декларации о соответствии продукции, маркированной этим знаком.
Согласно п. 4.3 Постановления Госстандарта РФ от 25.07.1996 г. № 14 «Об утверждении правил применения знака соответствия при обязательной сертификации» - применением знака соответствия по прямому назначению считается маркирование им непосредственно продукции и (или) ее упаковки (тары), сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации.
Как следует из материалов проверки, индивидуальным предпринимателем предложены к реализации игрушки и детская одежда, на которых отсутствуют знаки сертификации: куклы в прозрачном рюкзаке, футболки и юбки для девочек, пластмассовые игрушки «машина» в прозрачной упаковке.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.19 КоАП РФ в рассматриваемом случае составляет допущение к реализации сертифицируемого товара без сертификата соответствия и без знака соответствия.
Решением Арбитражного суда виновное лицо привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа в сумме 1 000 рублей с конфискацией предметов правонарушения. Решение суда вступило в законную силу.
В целях дальнейшего совершенствования работы, полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном судопроизводстве в сфере защиты прав несовершеннолетних, прокуратурой области проведено оперативное совещание, по итогам которого, в целях профилактики вышеуказанных правонарушений, горрайпрокурорам предложено принять в пределах своей компетенции исчерпывающие меры, направленные на полное, своевременное использование полномочий на подготовку и предъявление в арбитражный суд заявлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Достижение позитивных результатов во многом обусловлено правильными ориентирами в организации работы, выборе методов и средств прокурорского реагирования, надлежащим планированием и проведением актуальных проверок, в ходе которых выявляются нарушения, требующие защиты прав несовершеннолетних в арбитражном судопроизводстве.
В заключение не могу не отметить, что подобная практика прокурорского реагирования является действенной профилактикой возможных неблагоприятных последствий для жизни и здоровья детей.
Д.В.Гурулёв