Самолёты и балконы.

Dec 21, 2023 02:45


Наверное, таки надо заводить новую метку с Верхней Пышмой. Недавно мы опять туда ездили. И, несомненно, поедем ещё. Музеи Пышмы неисчерпаемы. Ну, почти неисчерпаемы. Мы приезжали смотреть один из четырёх музеев. В марте ездили смотреть Музей автомобильной техники, а теперь вот «Крылья победы». Потом приедем и посетим остальные два музея. Так что, постов про Пышму будет ещё... Может быть, много, может быть нет. Но они будут.





Музей «Крылья победы» - самый новый из четырёх. Когда уж он был построен - этого я не запомнил. Но что самый новый - это факт. Здесь собраны самолёты времён войны. Самые разные.



Самолёт Пе-2, стоящий перед зданием музея.

Когда мы только зашли в здание музея, нам сказали:

-Езжайте сразу на четвёртый этаж, наша экспозиция начинается оттуда.

Мы конечно слегка удивились, почему именно на четвёртый, но всё равно поехали. И первое знакомство с экспонатами происходит прямо в лифте - самолёты видны через его прозрачную стенку. Ой, что это там? Манекены что ли какие-то? Ой, а они в мехах!



Секунда, и лифт едет выше, манекены в мехах скрываются под его полом. И вот, мы на четвёртом этаже.



Оказывается, внутреннее пространство музея разделено  на два огромных объёма. И четвёртый этаж - это лишь балкон, смотровая площадка. А сами самолёты стоят этажом ниже, на третьем. И можно ходить по этому длинному балкону и рассматривать самолёты сверху. А потом можно спуститься вниз и рассмотреть их уже вблизи. Точно также и на первом-втором этажах. И везде висят чёрно-белые портреты героев-лётчиков. Нам говорили, сколько их. Вроде бы, более семидесяти. И даже называли фамилию их автора, но я её не запомнил.



На третьем этаже истребители, на первом - бомбардировщики. Естественно, все прекрасно отреставрированы. И везде темнота помещения без окон, прорезанная лучами прожекторов. Я вспомнил, как меня эта темнота раздражала, когда в марте мы смотрели автомобили. Но здесь - уже лучше. Проблем с фотографированием не возникает.

И гвоздь программы, на который направлен «отдельный  и особенный» круг света - это самолёт БИ-1 с огромной, резкой, чёрной хвостатой тенью. В моём журнале этот самолёт упоминался не раз. Почему именно он был сделан гвоздём программы - вы, наверное, знаете. Во время войны Свердловская область на авиацию работала не слишком сильно. Не было здесь авиационных заводов. На Среднем Урале делали только бронекапсулы для штурмовиков ИЛ-2, и испытывали БИ-1, первый в истории СССР самолёт с ракетным двигателем. Он стал первенцем всей нашей реактивной авиации, которой суждено было большое будущее. Естественно, это муляж, потому что подлинных самолётов такого типа не сохранилось.



Самолёт БИ-1 в круге света.

И сразу же взгляд упирается в один из иностранных самолётов, поставленных в СССР по ленд-лизу. Потом обнаруживаешь, что здесь «импорта» много. «Мустанг» и «Аэрокобра», «Харрикейн» и «Спитфайр».



Здесь же и самолёты наших врагов - «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». Наверное, это первые в этом музее представители вражеской техники. Раньше я ничего вражеского здесь не видел. Танков немецких точно не было. Никаких «Тигров», «Пантер» или каких-нибудь «Фердинандов». А самолёты теперь есть. И не только самолёты.



Спускаемся вниз, чтобы рассмотреть самолёты поближе. Каждый самолёт - это центр небольшой композиции, которая включает в себя манекены и разный околоавиационный антураж. Ящики с бомбами, зенитные орудия, автомобили и ещё много чего, иногда совершенно нам непонятного. Какие-нибудь камеры для аэрофотосъёмки. Манекены всегда интересны. Это лётчики и техники, солдаты-зенитчики, командиры. Они живут какой-то своей жизнью, делают свою трудную военную работу прямо посреди нашего мира.

Вот пилот «Харрикейна». Весь в мехах. Самолёты такого типа поставлялись в авиацию Северного флота, на них летали на Крайнем Севере.



Вот он же, но поближе.



К кабине почти каждого самолёта ведёт железная лесенка. Можно залезть и посмотреть на то, в каких условиях летали «воздушные рабочие войны». Узенькое, сжатое со всех сторон пространство. Кажется, что здесь не поместится не только толстый, но даже просто широкоплечий человек. Очень мало места для ног. Кажется, что ноги пилота просто вставлены в две прорези среди приборов. И из этого алюминиевого гроба просто так не вылезешь, если тебя собьют. Да ещё в  толстой шкуре мехового костюма, в мохнатых унтах, ремнях и с парашютом за спиной. Катапультируемые кресла на самолётах появятся гораздо позже.



Сиденье пилота - просто гнутый лист металла. Нет никакой кожаной обивки, никакого поролона. Что, на этом и сидеть? Ведь твёрдо. Снимок ниже - кабина «Мессершмитта». Тут виден краешек как раз такого сиденья. Или лётчик сидел на собственном парашюте? Где-то он ведь в кабине помещался, этот парашют.



Ещё манекены - пилот и техник. Лица очень характерные, живые. Наверное, это герои фильма «В бой идут одни старики». Фильмы-то военные я совсем уж плохо знаю. Не любил я в детстве военных фильмов. Смотрел их и думал, что в герои я уж точно не гожусь.



А это «немцы немецкие». Обратите внимание. Вон у того в клетчатом шарфе усики прямо под Гитлера. кстати. Хвосты обоих немецких самолётов закрыты маскировочной сеткой. И это неспроста. Сетка скрывает нацистскую символику. Хотя чего уж стесняться в музее-то?



А это, наверное, командир немцев с огромным авиационным фотоаппаратом.



Машина - стартёр. Авиационный двигатель ведь тоже нужно запускать, раскручивать. Автомобильные двигатели раскручивает электродвигатель-стартёр от аккумулятора, для двигателей тракторных есть пускач - моторчик типа мопедного. А для авиационных - такая штука. А вон какая-то заводная ручка. Неужели самолётный двигатель раскручивали вручную? Или это уж совсем на крайний случай. А обычно привод шёл от двигателя автомобиля.



Дети носятся друг за другом по галерее балкона. Они пресытились авиационными впечатлениями. А мы - люди взрослые, чинно ходим от экспоната к экспонату.



Немцы на войне ездили на автомобиле «Хорьх». Примерно на таком. До войны эта фирма делала роскошные автомобили. А в войну стали делать вездеходы со складным верхом. Этот автомобиль какой-то слишком большой и солидный, явно генеральского вида.



На машине буквы, цифры, условные знаки. Какие уж воинские части и соединения они означают - знают только специалисты. На крыле какой-то рисунок в виде мавританского дворца с маяком. Эта машина ездила в Африке? Почему бы и нет? Посетители даже и не догадываются, какими извилистыми путями приходят экспонаты в музей.



Шасси штурмовика Ил-2. Ил-2 самый большой самолёт здесь, больше любого истребителя. И недаром он занимает в зале центральное место. Именно он стал самым массовым самолётом Второй Мировой войны. Гроза для врагов и источник смертельного риска для тех, кто на нём летал. Ведь скорость штурмовика меньше, да и высота, на которой он летает - небольшая. Напомню, что функция штурмовика - бороться с тем врагом, который на земле. С танками, с пехотой. На предельно малой дистанции. А враг естественно, стреляет по нему из всех видов оружия. Поэтому лётчики-штурмовики всегда считались смертниками.



Вокруг Ил-2 наверное, самая большая композиция. Автомобиль-заправщик.



Солдат на стремянке и солдат, несущий бомбу.



И страшные слова: «За отца и мать», написанные на бомбе.



И руки солдата, все чёрные от смазки. В каждой детали - горе и ненависть, и решимость. И огромный труд тех, кто приближал победу.



Самолёт «Фокке-Вульф» с интересной историей. Он был построен в 2009-м году в Германии, как почти точная копия самолётов военной поры. Этот самолёт - летающий. Поэтому в нём установлены современные приборы управления. Летать по старинным и несовершенным приборам - очень большой риск, и конструкторы решили все приборы поменять на современные. На самолёте стоит советский двигатель того же типа, что ставились на наши истребители. Вероятно, немецкие моторы той эпохи не сохранились, а наш двигатель конструкторы где-то отыскали. Этот самолёт пригоден для полётов до сих пор.



А это те самые современные приборы, тумблеры и ручки управления. И сиденье тут не такое, как в других самолётах, а уже мягкое.



Экспонатов так много, и о каждом хочется сказать хоть слово. Но не всегда это возможно, не хватает на всё ни времени, ни пространства. Вот подлинный двигатель от «Юнкерса». Наверное, как его нашли,  в таком виде, так и привезли сюда, не реставрировали, не приукрашивали. Подлинное ржавое военное «железо».



Копия самолёта Григория Речкалова, самого результативного лётчика-уральца. На фюзеляже, позади звезды написаны его инициалы РГА. Речкалов Григорий Андреевич. Может быть, когда-нибудь приведёт меня дорога в деревню Зайково, недалеко от Ирбита, где находится его дом-музей. Кстати. Первый вражеский самолёт Григорий сбил на четвёртый день после начала войны.



И совсем ничего не написал я о тех самолётах, что подвешены под потолком. Как-то проскочил мимо, и даже не прочитал тех небольших сведений, что были написаны на табличках. Что это за самолёт? Миг-3?



А под конец вставлю фото самолёта И-16. С этими самолётами СССР вступил в войну. И если против японцев на озере Хасан они воевали успешно, то встреча с немецкой техникой была для них роковой, и они быстро сошли со сцены.



На этом разрешите закончить свои писания. Вместить в один пост и истребители, и бомбардировщики не представилось возможным. Допишу потом.



Верхняя Пышма, музей, история, машины

Previous post Next post
Up