Когда-то давно я
писал пост о рукописных рекламах Новоуральска. И знаете почему я о них вспомнил? Вспомнил потому, что оказывается в Африке существует что-то подобное. И даже гораздо ярче и самобытнее. Ну, это и понятно, у нас всё же не Африка. Мы, уральцы всё же люди северные, сдержанные, жгучим страстям не подверженные.
Рукописные африканские рекламы и киноплакаты я увидел на выставке в художественной галерее Перми.
Для начала хочу сказать похвальное слово в адрес художников, которые расписывали стены, служившие фоном для этой выставки. Стены расписаны в таком сдержанном, романтичном, "шоколадно-молочно-негритянском" стиле.
Расписывать заново стены для каждой новой крупной выставки - это практически подвиг. И пермские художники его совершают довольно-таки регулярно, ведь выставки периодически меняются.
Экзотичности добавляют грубо сколоченные деревянные ящики. Иногда они огромны, иногда средних размеров Где-то они служат подставками, где-то просто создают некий "колониальный" настрой. Африка - это ведь не столь богатый континент. Так что ящики из-под разнообразных товаров, которыми белые колонизаторы снабжали чёрный континент не выбрасывались, а широко использовались в быту.
А вот и сами плакаты. Они кстати далеко не все кинематографические. Есть и просто рекламные вывески магазинов, баров, парикмахерских. Здесь же и огромные фото улиц африканских городов. Мы должны почувствовать атмосферу тех мест, где это искусство появилось. Это улицы Аккры, столицы Ганы. Все плакаты родом именно из этой африканской страны.
Салон красоты Джины. Ну и сама красота. Плюс искренняя радость. И пусть нарисовано чуть-чуть грубо, но радость эта такой силы, что она просто не могла не привлекать внимание простодушных людей, проходящих мимо.
Истоки африканского плаката примерно такие же, как и у русских красочных вывесок. Малограмотному народу нужно было нарисовать нечто, чтоб он понял, что именно здесь продают.
Искусство это расцвело махровым цветом с начала девяностых, когда в Африке, точно также, как и в России стали распространяться видеосалоны. Репертуар какой-то до боли знакомый и лица актёров тоже. А вон я вижу слово "Шаолинь". Шаолинь - это было наше "всё". Мой друг рассказывал мне, что есть там в Шаолине один монастырь, куда принимают даже иностранцев. Учиться кунгфу, естественно.
-Эх, вот бы денег накопить и туда поехать.
"Фредди против Джейсона", "Блэйд-3". Блэйда я ещё помню, а вот кто такой Джейсон?
И если у нас в России подобные заведения размещались в разных там полуподвальчиках, то в Африке это были ряды скамеек на открытом воздухе, огороженные заборчиком, чтоб "зайцы"не подсматривали.
Сюжет фильма был для африканского художника-плакатиста не более чем отправной точкой. Узнав, о чём фильм, мастер включал свою фантазию, а она рисовала на холсте причудливые образы, идущие из самой древней, почти первобытной глубины.
Фильм "Ветер". Не смог найти в Интернете подобного фильма. Хотя я помню в девяностые фильм ужасов с таким названием действительно был. А мы, помню, над ним смеялись, потому что он был нестрашный.
Отвлекусь немного от темы. Однажды Аля раз приехала в Питер к родственникам. А её дядя как раз был хозяином подобного подвальчика. Вот они говорит:
-Напиши мне афишу.
Аля и написала: "Сегодня будет показан фильм-боевик, в главной роли..."
И дядя Саша вдруг спросил.
-Почему у тебя Шварц и Негер написано отдельно? Неужели ты ни разу не слышала этой фамилии?
Аля и вправду ни разу её не слышала, как-то вот боевиками не инетересовалась.
"Дух Тьмы".
Здесь же выставлены и "прототипы". Художники-плакатисты Ганы черпали своё вдохновение вот из таких традиционных произведений искусства.
Невольно сравниваешь эти скульптуры с теми христианскими, пермскими, что
выставлены на верхнем этаже галереи.
Вывески магазинов и заведений не столь жуткие. Парикмахерская.
Высший шик от виртуозов африканской расчёски. "Конкорд". Что бы могло значить это "авиационное " слово применительно к парикмахерскому искусству? А ещё в Африке очень часто женщины коротко стригут волосы. Из-за жаркого климата что ли?
А это шик "самый высший". Прям чтоб зажмуриться от восхищения.
Большинство плакатов имеют одинаковые размеры. Объясняется это тем, что основой для живописи становились одинаковые мешки из-под муки. Один из плакатов повёрнут к нам оборотной стороной, чтоб нам понятнее было его "мешочное" прошлое.
-А вот трогать экспонат грязными руками не рекомендуется - напоминает нам хранитель зала.
Наверняка предки многих художников были людоедами. Или предки зрителей, ведь плакаты писались для них.
"Бог, которому служишь". И тазик крови. Говорящее название.
Котлетный бар тётушки Коко. Жест и выражение лица клиента ясно говорит нам о вкусовых качествах блюд.
Это Ван Дамм. И хотя он подвергся небольшой африканской переработке, узнать его можно.
Конан-варвар.
А вот и автор многих плакатов, живописец Эдвард Лампти по прозвищу Леонардо. "Если у тебя нет денег - не приходи и не беспокой. Не торгуемся и в кредит не работаем. Мы - это бизнес". Да уж, бизнес с "бесчеловеческим" лицом. Это я не про лицо самого Леонардо, оно вполне человеческое, я про лица его персонажей.
А таким изобразил себя живописец и скульптор Дидье Ахадси из Того. Это раскрашенная металлическая скульптура.
Даже кот у них жуткий.
Вот такое искусство. Все девяностые и начало двухтысячных оно процветало. Ездили по деревням машины со всем необходимым для видеопроката. Телевизор, видеомагнитофон, генератор и ящичек для денег. Ну и конечно свёрток с плакатами. Возили примерно те же фильмы, что и у нас. Плюс фильмы свои, африканские, которых, напрмер, в Нигерии снимают в год больше, чем в США.
Но ветер перемен подул и в эту африканскую сторонку. И так же, как и у нас в России, видеосалоны однажды исчезли как вид. У многих стала появляться собственная аппаратура, во многие деревни пришло электричество. А настоящие кинотеатры стали пользоваться печатными киноплакатами, хоть не такими экзотическими, но бесплатными. Эти плакаты кинокомпании рассылают вместе с фильмами.
И теперь самые талантливые из оставшихся живописцев пишут свои плакаты только для туристов и коллекционеров. А те уже устраивают выставки в знаменитых музеях всего мира.
Все мои фотки из "африканского" зала пермской галереи смотрите
здесь.