Тагильская Мадонна.

Nov 19, 2013 22:16



Ой! А я ведь про Тагильскую мадонну так и не написал.Начало про Тагил и музей изобразительного искусства выложил ещё вон когда. А про "Мадонну Тагильскую" всё не пишу и не пишу. Теперь надо наконец написать.
      Это мы, новоуральские блогеры смотрим на Мадонну.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
    Мадонна в музее расположена в отдельном небольшом зальчике. Там стоят стулья, чтоб посетители музея могли присесть, послушать экскурсовода и поразмыслить об искусстве. Зал рассчитан, наверное, на школьный класс. Чтобы дети пришли, уселись и спокойно послушали об одной из самых больших ценностей города Тагила.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Экскурсовод Ксения приглашает нас, мы рассаживаемся и слушаем. И вот что она нам рассказала.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

История Мадонны в Нижнем Тагиле начинается, как ни странно, в советское время. До того о её существовании не подозревал никто. Итак, однажды в двадцатых годах в самом глухом углу Господского дома на каком-то пыльном чердаке нашли столешницу. Она показалась людям странной. На ней было что-то нарисовано. Женщина, младенец. Часть доски была отломана и казалось, утрачена безвозвратно.
      Вот он, тот самый Господский дом по улице Тагильской. Сейчас в нём находится Музей быта и ремёсел. А при царе там были квартиры управляющих заводами. В двадцатых же годах этот дом принадлежал металлургическому заводу. Наверное, в нём была какая-то контора.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот в этом замшелом мире пыльного конторского чердака и нашли картину. Причём разломанную на две части. Вторую часть с изображением бородатого мужчины нашли потом. Она использовалась в качестве ступеньки. Сухое кипарисовое дерево было очень крепким. Как говорится, почему б не использовать его как ступеньку. По ней топтались ботинками и сапожищами служащие заводов, шаркали тряпкой уборщицы.
     Люди соединили две части расколотой картины, слегка почистили её и на вороте красного платья женщины разглядели латинскую надпись "Raphael Urbinas pingebat MDIX"  Что в переводе на русский язык будет " Рафаэль Урбинский написал в 1509-м году". Великий Рафаэль был родом как раз из города Урбино и обычно подписывал свои картины чуть длиннее "Raphael  Sanctis Urbinas " - Рафаэль Санти Урбинский.
-Так неужели это картина самого Рафаэля ? И где, в Тагиле - изумились люди и задумались.
На этом снимке чётко видна граница двух частей картины, по которой проходил разлом.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Написали в Москву. Оттуда приехал известный художник  и реставратор Игорь Грабарь. Он ехал вообще-то не в Тагил, а в Тюмень, но решил сделать крюк и заглянуть. До последнего он не верил в Рафаэля в каком-то Тагиле. Думал, что, наверное, подделка. Но на всякий случай для очистки совести решил всё же заехать. Заехал, посмотрел и сказал, что скорее всего это подлинник.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Картина эта называется "Мадонна дель Пополо". Или "Мадонна с вуалью". Ещё один вариант этой картины хранится сейчас во Франции. Если сравнить, то очень похоже. Сюжет, композиция, свет. цвет.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Грабарь считал, что именно "Тагильская Мадонна" была первым вариантом этой картины. А французскую Рафаэль написал уже после. Заказчику, папе римскому, картина  очень понравилась, так что в появлении копии удачной картины нет ничего сверхъестественного. Кстати рентгеновское обследование тагильской картины выявило несколько разных положений рук младенца Христа. Это говорит о том, что автор искал правильное, наиболее подходящее и соответствующее его замыслу положение рук Спасителя.  
      Значит "Тагильская Мадонна" не может быть копией. Будь она копией, художник механически перенёс бы то положение рук, которое есть в оригинале. А вот "Википедия" считает, что французская Мадонна написана была за год до тагильской. В 1508-м году. А ещё раньше эта картина считалась безвозвратно утраченной. В общем в истории этой картины больше вопросов, чем ответов.
  А вот та  самая надпись по вороту платья Мадонны.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

О художественных достоинствах картины рассуждать не берусь. Есть люди, которые сделают это гораздо лучше меня.  Саму же  картину долго реставрировали в Москве и до хрипоты спорили, Рафаэль это или нет. Но так и не решились выставить её в музее. Почти полвека провела она в запасниках. Потом решили вернуть её обратно в Тагил, а авторство великого художника поставить под вопрос. Непонятно правда почему. Интересно, проводили ли экспертизу надписи, сличали ли её с автографами Рафаэля. Может быть, почерк совпал бы и все вопросы отпали сами собой.
     Я сам раньше думал об этом так. У Рафаэля ведь была большая мастерская со множеством учеников и помощников. Бывало, что  Рафаэль только начинал писать картину, а заканчивали его ученики. Я и про "Тагильскую Мадонну" думал, что это результат творчества более учеников Рафаэля, чем его самого. А что там было на самом деле - кто ж теперь скажет. Ведь со времени её написания прошло более пятисот лет.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ксения рассказала нам, что в переписке одного из Демидовых отыскался след этой Мадонны.  Кто-то из доверенных лиц писал хозяину, что появилась возможность приобрести картину Рафаэля. Что ответил ему Демидов - об этом история умалчивает. Ответ в архивах пока не найден. А где-то сбоку на белом фоне нарисован вот такой значок.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Корона, лилии. Это герб герцогов Орлеанских. Наверное, Демидов купил Мадонну во Франции. Может быть, даже у самих герцогов. Но никаких документальных подтверждений не сохранилось. И совершенно нет никаких объяснений как такая громадная ценность, оказалась на пыльном чердаке. В качестве столешницы и ступеньки. У кого рука поднялась? Хотя, как мне кажется, объяснение есть.
     Раньше Демидовы посылали картины, купленные заграницей в свою вотчину Нижний Тагил. Могли наведаться и проверить, как верные слуги хранят барский подарок. В целости ли, в сохранности ли. Но род захирел, обеднел. Демидовы ушли, например, из Невьянска. А потом ушли и из Тагила. "Предания и легенды Урала" упоминают последнюю вотчину Демидовых на Урале - Висим. Именно с Висимом в этой книге связаны имена последних Демидовых - Павла и Илима Павловича. Если Тагил остался без барского присмотра, значит малограмотные служащие вполне могли и не знать истинной ценности шедевра. Картина загрязнилась, закоптилась. Её отправили в чулан, а потом и на чердак.
    В зальчике есть ещё четыре или пять картин кроме Мадонны. Это картины старых итальянцев, старых голландцев. Он тоже достойны внимательного рассмотрения и восхищения. Но так как всё внимание сосредоточено именно на Мадонну, глаз просто скользит мимо них.  А зря. Где-нибудь в другом месте они могли бы стать основой экспозиции.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Если приеду в Тагил ещё раз, то остановлюсь и рассмотрю повнимательнее именно эти картины.
   

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ну вот. Про Мадонну вроде рассказал. Но это ещё не весь музей. Ещё было современное искусство. К примеру, акварели одного из ведущих  российских художников Сергея Андрияки и его учеников. Но про Андрияку в следующий раз.

Еще посты с меткой "Нижний Тагил".
Лисья гора зимой.
Памятник Ленину в Нижнем Тагиле.


музей, сообщество, Нижний Тагил

Previous post Next post
Up