В нашем кабинете стоит витрина со всякими берестяными штучками. Тут и наши работы, и детские. Туески, домики, подвески, заколки, птицы. Даже корабль есть один. Среди прочего имеются и старые туески. Сделаны он и были, может быть, в позапрошлом веке. Или в начале прошлого. Вон они, занимают почётное центральное место.
А вот они же, уже извлечённые из витрины в компании своего современного собрата.
Только один из них достался мне от предков, от бабушки. Зелёный. Как раз тот, который больше всех потрёпан. Другой зелёный мне кто-то подарил, а неокрашенный туесок я нашёл на улице.
Все старинные туески "настоящие". "Настоящие", значит сделанные на основе сколотня. Бесшовные. Внутренний слой у них цельный. Именно за счёт этого старинные туески не пропускали воду. В них можно было, например, солить грибы. В наши туески воду уже не нальёшь. Потому что и внутренний слой, и внешний мы делаем со швом. Через этот шов вода всё равно просочится.
На снимке хорошо видно, что туесок двуслойный. Это туесок подаренный.
Теперь в эти туески уже не стоит наливать воду. От времени они растрескались. Кстати, бабушкин туесок пострадал сильнее всего. Почти вековой период нещадной эксплуатации не прошёл бесследно. И конечно ни у одного из туесков не сохранилась крышка.
Внутренность бабушкиного туеска.
Сколотни для туесков раньше снимали так. Выходили в лес люди, рубили берёзу. Потом срубленную берёзу пилили на чурки. Существовало определённое время для этого. Примерно то же самое, в какое мы сейчас выходим на
заготовку бересты. То есть с середины июня по середину июля.
Из спиленной чурки выколачивали дерево. У мастера в руках оставалась только кора, тот самый сколотень. Берестяной "стаканчик", основа будущего туеска. С каждой березы можно было взять пятнадцать-двадцать сколотней разных размеров. Из комлевой части дерева они выходилили потолще, из верхушки потоньше.
Внешний же слой делали точно так же, как это делаем сейчас мы. То есть срезали бересту с дерева, мерили, пробивали отверстия и нарезали зубцы для "замка". Потом эти зубцы соединяли. Получался точно такой же "стаканчик", только размером немного побольше и со швом. Один слой вставляли внутрь другого. Потом нижний край туеска укрепляли берестяным пояском и вставляли дно. Дно вставляли в сильно распаренную бересту.
На этом снимке поясок хорошо заметен. Поясок не толстый. Это просто берестяная полоска, концы которой соединены в "замок". А характерная выпуклость в нижней части старинных туесков объясняется тем, что дно сильно распирало берестяные стенки.
Если уж я начал рассказывать о старинных туесках, то когда-нибудь выложу видео, где показано, как делал туески Бессонов. Это мастер из Нижней Салды, который строго придерживается старинной технологии.
Наверное, вы уже обратили внимание на то, что у всех трёх наших туесков верхний край обломан. Это происходило потому, что именно там, на верхнем крае береста испытывала самые большие нагрузки. Сначала при производстве туеска, а потом при открывании-закрывании крышки.
Внутренний слой, сколотень, делался на два-три сантиметра выше внешнего. Потом этот выступающий край отгибали наружу. Если посмотреть на фото туеска, сделанного по старинной технологии, то можно увидеть этот загнутый наружу край. Он имеет вид пояска, примерно такого же, как и нижний.
Такие же верхние края были у всех трёх наших туесков. Только вот отломились они ещё в древности из-за тех самых нагрузок, которые испытывала береста, когда её отгибали наружу. Попробуйте-ка вывернуть наизнанку довольно толстую и жёсткую бересту толщиной полтора-два миллиметра.
Я слышал, что раньше люди стеснялись естественного цвета бересты. Старались закрасить её. Доходило и до того, что туески покрывали толстым слоем шпаклёвки. Чтоб уж совсем замаскировать то, что туесок сделан именно из бересты. Берестяное значит народное, крестьянское, "в подлом вкусе". Мода же была на вещи, сделанные "по-городскому".
В наших туесках до шпаклёвки не дошло, но вся поверхность бересты на двух из них закрашена. Роспись на них сходна. И цвет, и мотив росписи примерно одинаковы на обоих. Скорее всего они были сделаны в одном месте. В каком? Может быть это Нижний Тагил или Нижняя Салда - ближайшие к нам центры берестяного промысла. Вернее будет сказать, уже бывшие центры. Потому что и в Тагиле, и в Салде остались немногие люди, которые занимаются берестой, но масштабного производства туесков давно уж нет. Наверное с периода НЭПа. Как началась социалистическая индустриализация 30-х годов на Урале, так людям стало не до бересты.
Роспись размашистая и какая-то неряшливая, можно даже сказать халтурная. Это на подаренном туеске.
На бабушкином она выполнена гораздо тщательнее. Может быть, мастерица, расписывавшая бабушкин туесок просто была талантливее? Кстати туески расписывали в основном женщины. Роспись на туесках сходна с росписью тагильских подносов. Только скупее, "дешевле". Это потому, что расписными подносами пользовались господа, а туески были для крестьян.
А неокрашенный туесок, который был найден на улице, наверное, пережил пожар. Внутри у него всё обгорело. Может быть, кто-то хотел сжечь сам туесок, положив внутрь горящую бумажку. Снаружи следов огня нет.
Вот такие они, старинные туески. Разные руки прикасались к ним. Разные продукты в них хранились. Какие именно, я и не знаю. Даже про бабушкин туесок не знаю. Не помню. Помню только, что стоял он на печке. А что в нём хранилось? Крупа? Сахар? Или спицы и клубки для вязания.
Нет на туесках никаких надписей. Ни подписи мастера, ни подписи владельцев. Только на дне подаренного написаны карандашом цифры. Какая-то дробь. В числителе два, в знаменателе сорок восемь. Две сорок восьмых. Что бы это могло значить?