Железные дороги США

Mar 05, 2023 00:20

Вот надысь все начали обсуждать ж.д. катастрофы в США - типа увы и ах!
Кину свои 5 копеек.

Я железнодорожной темой интересовался давно и про запущенность дорог в США знал ещё лет 20 назад, как раз когда появился массовый Интернет.
Первоначально я не поверил - ну не могут же такими глупыми? Причём на фоне развития авто-дорог.
Но тема потихоньку обрастал новыми подробностями. И вот этим уже СЕЙЧАС никого не удивишь.

Что же это значит?

А очень просто - дело в том, что в США во время роста был т.н. "Народный капитализм" ТМ.
То есть каждый мог без контроля государства открыть своё дело и зарабатывать деньги. И они зарабатывали.

Как происходило строительство ЖД в Старом Свете? В РИ - проект согласовывали с Кабинетом Министров, в Великобритании - с парламентом, во в Пруссии - с Генштабом и т.д. и т.п. В общем государство контролировало и ограничивало свободное строительство ЖД.

На практике это выглядело - как согласование мнений разных ведомств и членов общества на строительство той или иной ЖД-линии. В РИ, например, существовал норматив в расстояние не менее в 100 вёрст между линиями. А почему? А потому, что считалось вполне нормальным проехать на лошади расстояние где-то в 50 вёрст за день и не устать (у солдат пешком был норматив в 40 вёрст).
Поэтому линии не конкурировали между собой, не мешали друг другу.
Плюс дороги часто строились однопутными на двухпутном основании, с двухпутными мостами, разъездами и прочей инфраструктурой. Когда линия была перспективной и переставала справляться с грузопотоком - её легко и непринуждённо перешивали на две колеи.
В этом, кстати и заключаются "успехи СССР" в ЖД-строительстве - в 90% случаев совки строили быстро вторую колею на уже имеющейся линии и трубили о небывалом росте объёмов строительства ЖД по сравнению с 1913-м годом. Все новые линии были разработаны также зачастую царскими инженерами. НО, будем справедливы, СССР и вовремя модернизировал ЖД-транспорт - электрификация, обучение персонала, обновление парка и дорог, расследовал и делал выводы из катастроф и т.д.

То есть совсем уж отсталым отечественный транспорт нам не казался. Да, конечно, СЕЙЧАС мало высокоскоростных магистралей, но в целом они появились каких-то 20 лет назад. В том же Китае они спокойно до последнего времени уживались вместе с паровозами. (да - Китай страна контрастов!). В целом у нас в принципе нормальная ЖД-инфраструктура, нормального среднего качества - да проблемы с космическими технологиями и скоростями, но самую большую страну в мире обслуживает в режиме недоступном многим странам даже первого мира.

А что было в Америке?

Отсутствие государственного контроля породило так называемую "железнодорожную лихорадку", как и любую другую лихорадку в США. Бизнесмены брали кредиты из местных банков, выкупали и отводили земли и строили всё новые и новые линии. И дело не в том, что они делали это "грязно" или "чисто", а в том, что вокруг ЖД-строительства крутились деньги, росли акции и лопались мыльные пузыри.

Посмотрите вот сюда


Посмотрите на красные линии - это количество жд-путей в районе современных катастроф. Их просто овер как дохрена. И практически все они однопутные. Просто ТОГДА было выгодно построить новую линию и заколотить бабки, чем модернизировать старые. Вот и понастроили одноколейных линий практически параллельно друг другу. И естественно с развитием авто-транспорта - большинство из них стало убыточными.

ПО ИДЕЕ - надо бы провести ревизию железных дорог - выбрать нужные и расширить их, убрать ненужные (сколько земли освободится), Но для этого нужен ОДИН владелец - государство. А в Америке этого нет. Вот и ездят до сих в США на однопутных дорогах, переключая стрелки вручную (сам офигел когда узнал) - дорога убыточная, денег нет, ломается всё чаще, нужны ещё деньги, а всё равно нет и т.д. по кругу.

Что это означает?

Да очень всё просто.
ЖД-транспорт - это один из дешёвых, экономичных, грузоёмких видов транспорта. И нацелен он в первую очередь на развитие промышленности и дешёвых пассажиро-перевозок. Проще говоря - один поезд быстро и легко доставит груз и людей по нормальной железной дороге, чем несколько автобусов и фур петляя по дорогам и городам. При этом тепловоз сожрёт столько же дизеля как и одна фура (ну пусть даже две).

Но была сделана ставка на авто-транспорт - многие фильмы так прямо и говорят.
Вокруг этого развился целый бизнес - закусочные, авто-мастерские, куча водителей дальнобойщиков составили уже отдельное сословие, автопром, полиция следит и штрафует - в общем все живут и зарабатывают деньги.

Но как раз из-за этого Трамп и не может сделать Америку "Снова великой" - это авто-система слишком повышает транспортные издержки для промышленности. Модернизировать нужно не только промышленность, но и пути сообщения к ним, причём ОДНОВРЕМЕННО. А на это нет денег.
Т.е. не будет вот этого вот рывка, по крайней мере, очень быстрого.
А плюс мы ещё хотим содержать "имперские мощи" - армию, флот и прочее.

"Боливар не выдержит двоих" (с)
P.S. По следам комментариев, чтобы два раза не вставать:

1. Автор ни в коем случае не пргонозирует распад или развал США.
Я просто пытался обозначить проблему и вероятность современных США справиться с ней

2. За обсуждением прошла незамеченной следующая метаморфоза, обозначенная в этой теме:
Дело в том, что в США ехали, чтобы избавиться от феодальных пут Старого Света и делать свободно деньги - люди ради этого готовы были на многое.
А сейчас - наоборот США сами "феодализировались" и обросли множеством мафий-корпораций в разных сферах жизнедеятельности, запутанным правовым регулированием, которому позавидовал бы любой средневековый юрист.
так что проблема не в железках, проблема - В ЛЮДЯХ.

3. Сам по себе этот результат не есть результат какого-либо заговора и прочей конспирологии - ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС.
Справятся или нет США с этим - тот ещё ребус, но в любом случае после этого - это будут СОВСЕМ ДРУГИЕ США

повседневность, США, жизнь. будущее, логистика, железные дороги, экономика

Previous post Next post
Up