Белее белого, или прогрессив от Procol Harum

Nov 05, 2017 13:06

В своей первой песне A Whiter Shade Of Pale ("Бледнее белого"), которая сразу же стала хитом и до сих пор таковым является, лидер группы клавишник Гарри Брукер впервые использовал отрывок из классического произведения. Этим произведением стала Сюита номер 3 ре мажор Иогана Себастьяна Баха.



Гарри Брукер

Таким образом, Брукер сотоварищи впервые построил мост между классикой и роком, не собираясь, видимо, разрушать "до основанья, а затем" . Если учесть, что основой музыки "Прокол Харум" всегда был блюз, который считался полной противоположностью классике, то само существование коллектива опровергало такой подход к современной музыке. Кроме этих для того времени действительно новаторских экспериментов, группа стала одной из немногих доживших до наших дней без явных провалов в творчестве. Может быть, потому, что постоянными ее членами были лишь основатель Брукер и его постоянный соавтор Кейт Рейд. Другие музыканты приходили, уходили, снова возвращались и опять покидали коллектив. Гэрри Брукер успел поработать практически со всеми грандами и динозаврами рока - от Эрика Клэптона до Фила Коллинза. И еще он никогда не боялся экспериментов. В середине 70-х он с готовностью встал под крыло к знаменитому рок-н-ролльному тандему Лейбер Столлер. Результатом стал знаменитый альбом 1975 года Procol‘s Ninth с весьма любимой у наших меломанов песней "Ящик Пандоры" и оригинальным кавером битловской Eight Days A Week. За свою карьеру Procol Harum записали несколько произведений, ставших впоследствии не только их визитной карточкой, но и вошедших в золотой фонд мировой рок-музыки. Уже упоминавшиеся A White Shade Of Pale и Pandorra‘s Box, а также Conquistador, A Salty Dog и другие стали поистине классическими. Кроме того, в далеком 72 году именно эта группа положила начало, если можно так выразиться, моде совместных выступлений рок-коллективов и оркестров классической музыки, записав пластинку с Эдмонтоновским симфоническим оркестром.

image Click to view



Procol Harum, пожалуй, одна из самых успешных прог-рок-групп, которая своим появлением обязана чистой случайности. Пробный студийный проект, стартовавший с фантастическим успехом, просто вынужден был перерасти в зажигательный концертный коллектив. Эклектичный стиль Procol Harum - гремучая смесь гитарных риффов, вдохновленных блюзом, и шикарных классических тем - в сценическом варианте производил незабываемое впечатление. Эти британцы запомнились в рок-музыке не только шумихой вокруг дебютного сингла "A Whiter Shade of Pale", но, что гораздо важнее, созданием самого понятия классического рока. Шикарные гитары, мощный вокал, напыщенные ударные и при этом глубокая лирика, изысканные классические мелодии и интригующие аранжировки. Все это так не вязалось с обычным представлением о поп-музыке.
Насколько очевидным был успех Procol Harum, особенно между 1967-1973 годами, настолько витиеватой и запутанной - предыстория группы. Для начала придется вернуться в Саутэнд, графство Сассекс, образца 1959 года, когда 14-летний английский школьник Гари Брукер (Gary Brooker), который занимался фортепиано, загорелся идеей собрать собственную группу. Затею поддержали такие же 14-15-летние подростки: начинающий гитарист Робин Трауэр (Robin Trower) и бас-гитарист Крис Коппинг (Chris Copping). Свою группу они гордо назвали Paramounts.

Сентябрь 1966 года - время исчезновения команды Paramounts. Робин Трауэр и Барри Уилсон начали играть в других группах, Диз Деррик вообще разочаровался в музыке, а Гари Брукер решил всерьез взяться за сочинительство.
Судьба послала ему прекрасного партнера - талантливого лирика Кейта Рейда (Keith Reid). Они отлично сработались, и уже к весне 1967 года могли бы выдать на-гора несколько десятков песен. Дело было за малым - нужна была группа, которая все это озвучит. Еще одно объявление в "Melody Maker" - и на прослушивание заспешили претенденты на все вакантные должности. Отобрали четырех более или менее подходящих человек. Обязанности лид-вокалиста и пианиста новоявленной группы Pinewoods Брукер оставил за собой. За ним же оставалось последнее слово в творческих и стратегических вопросах. Для дебютного сингла он выбрал довольно нестандартный трек. На сюрреалистическое стихотворение Рейда "A Whiter Shade оf Pale" он написал изящную мелодию, которая по сути была свободной вариацией темы из сюиты #3 в ре-мажоре Иогана Себастьяна Баха.
К тому времени когда сингл должен был отправиться в музыкальные магазины, команда уже носила другое название - Procol Harum. Это неточная транскрипция латинской фразы, которая обозначает нечто далекое от реальности. Опекавший их в студии продюсер Денни Корделл (Denny Cordell) занялся отправил копию сингла "A Whiter Shade оf Pale" на одну из легендарных лондонских пиратских радиостанций Radio London. Уже через считанные дни у радиоведущих не было отбоя от звонков с просьбой поставить песню еще раз. А звукозаписывающая фирма Deram, которая все еще тянула с публикацией этого странного дебюта, оказалась завалена заказами. Нужно было ловить момент и принимать срочные меры, так что в середине мая 1967 года первые партии диска поступили в продажу.
Через две недели состоялся сценический дебют Procol Harum, которым доверили открывать лондонский концерт Джими Хендрикса. Это было 4 июня 1967 года. Еще через четыре дня песня "A Whiter Shade оf Pale" красовалась на первой строчке британского хит-парада, где провела шесть недель подряд. Такое моментальное попадание не снилось даже Beatles. За всю историю британского шоу-бизнеса было всего шесть групп или артистов, чей первый сингл лидировал в национальном рейтинге. Резонанс оказался оглушительнее самых смелых прогнозов. Прошел месяц - и сингл поднялся в Тор 5 американского поп-чарта. Тираж "A Whiter Shade оf Pale" только в Великобритании превысил миллион копий, плюс еще шесть миллионов разлетелись по всему миру.

image Click to view



К такому повороту событий Procol Harum были абсолютно не готовы.
Записанный этим квинтетом второй сингл "Homburg", такой же величественно мрачный, выпущенный одним из подразделений EMI, отметился в первой десятке поп-чарта Великобритании. В Штатах его ждал гораздо более скромный успех. С дебютным альбомом "Procol Harum" все произошло с точностью до наоборот. Под впечатлением песни "A Whiter Shade of Pale", включенной в трек-лист, американские меломаны обеспечили ему место в Тор 50. Британский релиз, из которого почему-то исключили единственный стопроцентный хит группы, прошел на родине почти незамеченным. Зато в начале 1968 года участникам Procol Harum аплодировали на церемонии вручения Ivor Novello Awards, где сингл "A Whiter Shade of Pale" был назван песней года. Второй хит с альбома “Conuistador” так же не остался не замеченным и впоследствии на всех концертных выступлениях этот хит был просто обязательным к исполнению. А через много лет, в 1995 году, на записанном альбоме “The Long Goodbye”, эта тема прозвучала совершенно по-другому. Она была первой и звучала в исполнении симфонического оркестра, перекликаясь с легендарной сюитой Кармен композитора Бизе.
Так же непредсказуемо складывалась судьба и следующих релизов. Вторая пластинка "Shine on Brightly" (1968), кульминацией которой стала 18-минутная эпическая композиция "In Held 'Twas I", неплохо принималась американцами (#24 в поп-чарте), но абсолютно не заинтересовала соотечественников. Гастролируя в конце года по США, команда заехала на поп-фестиваль в Майами, где сыграла перед 100-тысячной толпой.
К марту 1969 года закончились студийные сессии альбома "A Salty Dog", а с ними завершилось и пребывание в группе Дэвида Найтса и Мэттью Фишера, которых больше привлекала организационная и производственная сторона процесса, чем собственно концертная. Тогда к Брукеру, Тауэру и Уилсону присоединился старый товарищ Крис Коппинг, басист и органист, с приходом которого фактически восстановился состав Paramounts. Пока группа объезжала Америку с концертами, вышел третий лонг-плей "A Salty Dog". Для знатоков творчества Procol Harum этот альбом остается лучшей работой оригинального состава, амбициозной и масштабной. Энергия блюза в сочетании с элементами классики создавала впечатляющий эффект, против которого не могли устоять поклонники прог-рока по обе стороны Атлантики. Коммерческие показатели "A Salty Dog": 32 место в американском хит-параде и 27-е - в британском. Впервые альбом Procol Harum отметился в отечественных рейтингах продаж.
Многие прог-рок-группы могли только мечтать о таких успехах и особенно о той популярности, которую завоевал коллектив среди рок-фанов. Они занимали оптимальную нишу в прог-роке и апеллировали к очень широкой аудитории, у которой, может быть, не хватало подготовки или терпения слушать Эмерсона (Emerson) или King Crimson. Эффектная гитара Робина Трауэра превратила его в фигуру номер один, порой даже более примечательную, чем фронтмен, вокалист и пианист Гари Брукер. Неизменно колоритно звучал величественный орган Мэттью Фишера, контрастируя с блюзовыми риффами Трауэра и необычными, полными угрюмой иронии текстами Кейта Рейда, которые с таким пониманием исполнял Брукер.
После ухода Фишера команда взяла курс на более прямолинейный, четкий рок-саунд, главной фишкой которого оставались гитарные партии Трауэра. Квинтэссенция Procol Harum конца 60-х - композиция "Whaling Stories", симбиоз оратории 19 века, словно сыгранной в викторианском соборе, и пылких блюзовых риффов, пронизывающих мелодию насквозь.
Успешным оказался и следующий лонг-плей "Home" (1970). Тор 40 в Штатах и Тор 50 в Великобритании - обычный уровень продаж Procol Harum. Группе отлично удавались цельные, качественные альбомы, уникально сплавившие готическую классику и гитарный рок.
Перейдя на новый английский лейбл Chrysalis, команда записала пластинку "Broken Barricades", которую выпустила летом 1971 года. Стабильности показателей группы в чартах можно только удивляться - снова те же Тор 40 и Тор 50. И та же нестабильность в кадровом вопросе. На этот раз потеря была очень серьезной - о своем уходе объявил лид-гитарист Робин Трауэр.
Но Гарри Буккер остается верен самому себе и пускается на новый эксперимент. В августе 1971 года обновленный квинтет выступил в канадском городе Эдмонтоне в сопровождении Симфонического оркестра и ансамбля DaCamera Singers. Довольно рискованная затея команды полностью оправдала себя. Роскошные, масштабные оркестровки ранних композиций, записанные во время шоу и преподнесенные фанам в качестве официального живого альбома, многим пришлись по душе. Особенно в Штатах, где пластинка "Procol Harum Live: In Concert With the Edmonton Symphony Orchestrа" (1972) стала самым успешным релизом англичан в их карьере, добравшись до американского Тор 5.
В записи седьмой пластинки "Grand Hotel", которая увидела свет в 1973 году, участвовал новый гитарист Мик Грэбхэм (Mick Grabham). Эта приятная, мелодичная, слегка декадентская подборка свежего материала создавалась с привлечением (впервые) вокалистки Кристианн Легран (Christianne Legrand), солистки а капеллы Swingle Singers. "Grand Hotel" отметился на 21 строке американского рейтинга. Критиками была отмечена сама заглавная тема. Она была записана с 22-я мандолинами, воплотив в себя некую пышность и помпезность, перекликаясь с оперными темами.
Вызвали существенный интерес и две следующих записи: "Exotic Birds and Fruit" (1974) и "Procol's Ninth" (1975). Сингл "Pandora's Box", представленный на альбоме 75 года, оказался одним из самых популярных номеров в биографии группы, финишировав в Тор 20 США и Великобритании.
Летом 1976 года расстановка сил в Procol Harum еще раз изменилась. И результатом нового творческого поиска стал стал восьмой студийный альбом "Something Magic" (1977).



Знаменателен этот альбом первую очередь наличием в нем фантастической мини рок-сюиты «Червь и Дерево», состоящей из трех частей, общим временем почти 19 минут.
Отыграв прощальный тур и финальное шоу в Нью-Йорке 15 мая 1977 года, команда Гари Брукера объявила о роспуске. Пришло время других героев и другой музыки. На сцену вышел панк-рок, волна, начал набирать обороты хард-н-хэви, металл. Творчество группы было отложено в долгий ящик.
Однако в 1991-м Procol Harum снова заставили заговорить о себе. Гари Брукер бросил клич, на который откликнулись Трауэр, Фишер и Рейд, и реанимировал команду. Альбом группы "Prodigal Stranger" появился уже через несколько месяцев, сопровождаемый небольшим туром по Америке. Особого шума альбом не наделал, но отпочковал приметный сингл "All Our Dreams Are Sold", финалиста Тор 30 американского рок-чарта.
Убедить своих коллег оставаться в строю Брукеру не удалось, все они давно обзавелись собственными проектами и группами. Но музыкант не сдался и по мере сил поддерживал Procol Harum на плаву, собрав совершенно новых музыкантов. В 1992 году они гастролировали по Штатам, а к 1995 году в активе группы появился еще один альбом "The Long Goodbye". Обновить дискографию Брукер решился только в 2003-м, представив диск "The Well's on Fire". Отличная работа, высоко оцененная критиками, хотя и оставленная широкой публикой без внимания, не столько ностальгировала о далеком прошлом, сколько отражала внушительный творческий потенциал, сохраненный Гари Брукером на протяжении почти сорока лет.
Что же касается меня - то я очень люблю эту группу. И у меня в коллекции есть все альбомы. Начать изучать творчество этой группы я бы рекомендовал бы с альбома “Grand Hotel” - потрясающая по силе и накалу, лиризму заглавная тема, в которой были использованы основы оперных партий. Обращает также на себя внимание и "Fires (Which Burnt Brightly)".
Рекомендовал бы в дальнейшем внимательно послушать"Something Magic", на мой взгляд, это один самых гармоничных и необычайно сильных альбомов группы. А вообще - в каждом альбоме есть сильные композиции. И в каждом желающий найдет что-то для себя. Ну и, безусловно, такую вещь как "Conquistador", просто необходимо хотя бы раз услышать каждому. Интересно, что когда в 1998 году в Москву приезжал Ринго Старр, в составе его гастролирующей группы был Гарри Брукер. Так впоследствии, по отзывам посетителей концерта, многие шли именно на Брукера, чтобы услышать легендарного Конкистадора.

И добавлю от себя: на мой взгляд, крайне удачно Гарри Брукер записался с симфоническим оркестром в 1995 году - “The Long Goodbye”. Это не запись группы с оркестром. Нет, это - симфонический оркестр сыграл лучшие вещи Procol Harum. Аранжировал и написал партии для каждого инструмента сам Брукер, он же и сыграл с ними, так же на записи его вокал. К сожалению, этот диск является раритетом, и в продаже его нет. Лично мне удалось его достать только в Калифорнии - мне его купили с рук мои друзья.

(по материалам разных журналов и интернет источников)



рок-классика, рок-музыка, #3, prokol harum, #24

Previous post Next post
Up