цессом сливается продолжающееся обезлюживание российского Дальнего Востока, Сибири, Арктики
Сделал в исследованиях степных культур паузу на несколько месяцев. Отвлекся на войну на Украине. Паузы нужны, чтобы в сознании на глубоких уровнях отложился какой-то массив новой информации и идей накопленных перед тем.
В итоге сейчас перечитываю Н.Крадина и особенно коллективную монографию "Кочевые империи Евразии : особенности исторической динамики". И масса идей, оформляется и несколько гипотез и концепций.
В политическом блоке впервые увидал тему: глобальное потепление плюс урбанизация:
Вместе с этим происходит возвращение архаичных форм жизни в опасных ландшафтах. Небольшое количество местных жителей адаптированы к очень высокой степени насилия для выживания там и за счет жителей более благоприятных для жизни регионов.
Криминал в тайге, пустыне, степи, горах - не случайность, а - проявление формирование нового кочевого мира. Именно так бывало в истории Евразии не раз: климатические изменения вместе с упадком очередных земледельческих и кочевых империй приводили к наполнению степи изгоями. Становившимися частью кочевого мира или на окраинах кочевого мира и близ оазисов - частью набеговой культуры. Которая для жителей городов и земледельческих зон выступала формой криминала.
Наполненное насилием население степи в такие периоды было немногочисленным.
Отсутствие внимания к этим процесса, происходящим на громадных территориях угрожает появлением огромного пространства и ландшафта насилия вновь.
Проигрыш России и Китая в противостоянии Западу приведет в частности к быстрому появлению такого одичавшего огромного пространства. То есть к регенерации кочевой культуры в ее доимперских раздробленных формах.
Она станет базой для появления феноменов новой оргпреступности в местах ее соприкосновения с более благоприятными для жизни территориями. Аналог: Запорожская сечь с куренями на окраине земледельческого и кочевого миров в момент кризиса организованного кочевого пространства и недостаточной силы земледельческих держав.
В том же плане можно увидеть воровскую культуру в российской части этих пространств, АУЕ, наемничество. Есть зародышевые аналоги этого и в других государствах.
Кочевые империи Евразии : особенности исторической динамики / отв. ред.
Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин ; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО
РАН ; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО
РАН. - М.: Наука - Вост. лит., 2019. - 503 с. - ISBN 978-5-02-039849-8
DOI 10.30792/978-5-02-039849-8-2019