55. Нижняя Волга как точка бифуркации больших пространств.

Mar 18, 2019 00:01


К этому эссе:
Город Которого Нет
Завершающее эссе Павла Зарифуллина из сакрального трактата-путешествия «О поиске и нахождении Того-Чего-Не-Может-Быть» по маршруту Александров - Астрахань - Сарай-Бату

Не трогая иррациональное, хотя это кажется, невозможным относительно этого эссе. Но это возможно и эта возможность тоже о чем-то говорит относительно Орды.
Понять, какие действительно моменты, содержатся в сознании и культуре разных народов, - это понять ключи к их реальности. Не полностью. В реальности есть место творчеству и новому. Но понять многое.

Как в недавней статье Суркова: "В гордости ли никогда никем не покоренного народа тут дело, в желании ли спрямить пути правде либо в чем-то ином, трудно сказать, но это факт, и факт не новый."

В критических ситуациях всегда всплывают глубинные "моменты". Можем назвать их архетипами. Они и определяют поведение народа в этой ситуации.

Элитам их надо правильно понять и правильно сконфигурировать свое поведение. Как: "Братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои".

Сарай Бату - это одно из географических пространств, через которое можно рассчитывать увидать больше наводящих на правильную формулировку того. что сидит в культуре разных народов, испытавших влияние Орды.

А испытали это влияние в Евразии прямо или косвенно, мощно или слабо практически все.

В чем заключалась утопия Орды? Почему стал возможен беспрецедентный успех этого проекта? Ни Македонский. Ни коммунизм. Ни Британская империя. Ни США после краха СССР. Никто не достигал в истории такого могущества, которое некоторое время было у Орды.

Если про США после 1991 года, то ядерного оружия у России хватало. чтобы уничтожить США и после 1991 года. Во 13м ст. Орду и ее доминирование в мире не мог уничтожить никто и никак.

Сарай Бату - это, конечно, не Карокорум. Но уже кое-что.

Вытянуть из своего сознания в этом окружающем антураже нечто дополнительное, что позволит реконструировать идею Орды - это получить кусочек ключа к современному сознанию большей части существующих культур и элит.

В узком смысле: увидать в исторической Москве-России не просто усилившийся удел Орды со всем известным комплексом черт, описанных о России в Европе: рабство всех сословий, ориентация на царя, тягловое государство, милитаризм и т.д.

Увидать и тот позитив, который возник и удержал в исторической реальности Орду, сохранился в России и многих других народах до сих пор.

Например: мышление большими пространствами, веротерпимость, упорядочивающую огромное континентальное пространство власть...

Империи всегда создаются утопиями. "Капитал" и СССР. Коран и Халифат. Аристотель и Македонский. И т.д.

Но по "Капиталу" не понять реальность СССР. По Аристотелю не понять сложность реальной империи его ученика. По Корану не понять реальность исламского мира.

По Ясе не понять и Орду.

Выход - лишь в постоянном уточнении имеющегося понимания.

Сарай Бату, Сарай Берке, отчасти даже Сарайчик в этом смысле - это еще и географическая точка для конкретной России: точка, где возможна реальная бифуркация в развитии этой конкретной страны: Святослав и Хазария, Сарай и Тамерлан. Поволжье Ивана Грозного. Яик Пугачева. Царицын и Советская Россия, Сталинград...

Точка бифуркации для очень большого региона, на которой не раз нанизывалась очень мощная страна.

Одна из двух стран, ныне способных уничтожить все человечество.

Ощущение регионального значения этого локального пространства - это уже проникновение на уровень мышления менее масштабный, чем Яса. Но тоже очень большой.

Мамонты и проч. - тоже путь верный. Путь еще глубже. Просто эти образы еще не прописаны в нашей культуры так, чтобы не быть за гранью даже экстравагантности. Поэту можно. Но мы это пока отставим в сторону.

история, Россия, Азия, Восточная Европа, культура, Европа

Previous post Next post
Up