9 МАЯ

May 09, 2019 04:37

Германский национал-социализм был во многом не от мира сего. В большинстве стран Европы по тем временам наблюдались фашистские или фашистоидные режимы той или иной степени неадекватности и свирепости, но все они не выходили за рамки "политической моды" эпохи ( Read more... )

даты

Leave a comment

shadow_geometer May 10 2019, 09:18:35 UTC
Да помилуйте. Зачем вводить лишние сущности в виде какого-то сверхъестественного зла? Всё вроде достаточно просто - мы стайные приматы, на наше поведение ощутимо влияют окружающие и их одобрение (и нормы, установившиеся в группе). С середины прошлого века полным-полно опытов, которые показывают, насколько на самом деле. Вон, в экспериментах Аша люди в подавляющем большинстве случаев соглашались с группой, а не со своими собственными глазами в том, какая чёрточка длинней - куда уж дальше... В этом смысле чего-то поразительного в целом, на глобальном уровне там, видимо, не было - а сами психологические механизмы ничуть не более удивительны, чем, например, массовое появление яростных сторонников какой-нибудь торговой марки или нового продукта, про которые полгода назад никто ничего не знал, что мы вокруг себя наблюдаем постоянно. Большую часть жизни человек действует по шаблонам и не особо тратит время на их глубокий анализ, как ни верти. Просто в этом случае результат оказался более ярким и выпуклым.

Ещё позволю себе усомниться вот в чём:
> Мотивы каждого отдельного человека могут отличаться, но чем был общий мотив?
Мне здесь кажется весьма серьёзное допущение сперва вообще на уровне существования "общего мотива". Перед тем, как задаваться вопросами его поиска, стоит вообще спросить - а был ли он? А то ведь по такой же схеме можно получить и заведомо абсурдные высказывания: например, что отдельная молекула воздуха может скакать как угодно и по разным причинам, но каков был общий мотив и нравственный смысл весеннего повышения температуры? (Специально подчёркиваю - это именно для демонстрации абсурдных итогов, к которым можно прийти, если скакать через ступеньки).

Reply

jebe_new May 10 2019, 10:41:58 UTC
Прежде всего хочу отметить то, что ваши комментарии развёрнутые и довольно целостные. Это хорошо о вас говорит, молодец!

Вот прямо сейчас у меня нет сил, времени и желания диспутировать. Я просто обозначил точку зрения немного альтернативную вашей. А через сколько-то дней продолжение беседы может быть либо неинтересным, либо восприниматься как что-то натянутое. Не сочтите за неуважение, пожалуйста.

По вашему комментарию прямо сейчас я хотел бы отметить следующее, что я воспринимаю как слабость позиции. В реальной жизни мы так или иначе оперируем понятиями хорошо и плохо, добрый и злой, добро и зло. В нашей культуре сидит что-то, что позволяет проводить такую дифференциацию и определять "концентрацию" данных понятий в том или ином человеке, поступке или явлении. Я думаю, вы сами не будете отрицать, что сами этими понятиями пользуетесь. Тут тогда нужен отдельный большой разговор о культуре, идеологии, этике и нормах. Тем не менее, мне кажется, что понятия не носят относительный характер. Можно придти к какой-то отправной точке, отталкиваясь от которой эти понятия и их развитие будут носить абсолютный характер. У меня есть свои определения этой "отправной точки". И когда мы не знаем как что-то оценить, понять чья "правда" серьёзней и "безотносительней", тогда мы должны начать рассуждать постепенно приближаясь к этой точке, после чего всё должно стать понятней и определённей.

Я считаю, что особую зверскость и остервенелось нацизму придал как раз демонстративный и яростный отказ от культуры. И вот это: "Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью". И на Украине мы видем то же самое! То есть существует объективный процесс, определённая процедура обработки, в результате которых происходит двойное расчеловечевание: расчеловечивание самого человека и расчеловечивание им самим других людей. Никакой мистики, ничего сверхъестественного! Просто мы говорим о чём-то, что приобрело воистину беспрецендентный и в чём-то законченный по своему масштабу характер, и что-то оказалось настолько сильным, что стало перемалывать страны и народы одни за другими. И потребовалась невероятная воля, чтобы эту мясорубку остановить, отбросить, а потом забить до состояния обломков и осколков. И вдруг спал морок. Уже через 5-10-20 лет всё старательно было забываемо! "Какая война? Это уже прошлое, это никому неинтересно!" У Бондарева в "Береге" это великолепным образом показано - насколько это всё так, и насколько это всё не так. Вот эта жуть и как морок. Вот что это было? Вот мы и обсуждаем. И сводить всё к "приматам" - это никакое на самом деле не объяснение. Что делать-то? Учить "приматов", чему? А чему, если в самых общих чертах? Вот я говорю слово "культура", чтобы оно не означало (это большая отдельная тема).

Ну вот, не хотел дискутировать, но само получилось. Но на этом всё, я пас.

Reply


Leave a comment

Up