О Питере Уире для тех, кто знает и любит и тех, кто не знает, но хочет узнать и, может, полюбить

Mar 15, 2009 23:22

Питер Уир - динозавр от кино; философ, мистик, драматург. Уроженец Австралии, он воплощает собой ту режиссерскую силу и мощь, которая позволила ему сохранить индивидуальность и авторский стиль даже в коммерциализированном Голливуде. Пожалуй, все фильмы Уира объединяет одно: философия «двойственного мира», идея дуальности бытия, из которой закономерно вытекает и мистическое понимание жизни, и отношение к смерти как таинству, и пограничность ситуаций, в которых чаще всего оказываются герои его лент.
Первый шедевр Питера Уира - это всего второй фильм в его карьере: совершенство «Пикника у Висячей скалы» признается даже теми кинозрителями, которые недолюбливают творчество австралийского режиссера. Уже там молодым кинематографистом были озвучены темы, определившие стиль и векторы развития его дальнейшего творчества. Основанная на реальных событиях история о нескольких воспитанницах девичьего пансиона, которые 14 февраля 1900 года бесследно исчезли во время загородного пикника, в руках Уира превращается в притчу о непознаваемости бытия, по содержательной глубине сравнимой, пожалуй, с «Фотоувеличением» Антониони. Девушки отсоединились от группы, поднимались на скалу все выше и выше, дальше от мира, ближе к солнцу, а потом - просто взяли и исчезли. Их ищут, но все напрасно: Мать-природа, воплощением которой в фильме является древняя как сама планета Висячая скала, полна величественного безмолвия.

Следом за «Пикником…» Уир снимает «Последнюю волну» - интересную по посылу, но в сравнении с предыдущим шедевром - слабоватую по воплощению мистическую драму с элементами триллера. Частная история австралийского адвоката (Ричард Чемберлен), которого посещают загадочные и несвязные видения, навеянные делом о ритуальном убийстве аборигена, по сути - эпитафия всей западной цивилизации. А гигантская волна - такое же воплощение загадочных, трансцендентных природных сил, как и Висячая скала в предыдущем фильме. Чем-то «Последняя волна» напоминает ленты Линча, но отличается от них в первую очередь ясностью авторской идеи. В целом, кино - еще одна вариация на тему «апокалипсис сегодня».

«Водопроводчик» 1979 года был снят Питером Уиром для телевидения. Хронометраж истории - всего-то 1 час 14 минут, и при просмотре невозможно оторваться, хотя, в общем-то, ничего в этом камерном фильме и не происходит. Супружеская пара живет в университетском городке, муж работает, жена пишет  дома диссертацию. В один день в дверь стучится водопроводчик и говорит, что трубы в квартире слишком узкие и их надо срочно заменить. Жена впускает его, о чем потом сильно жалеет. Водопроводчик вроде ничего плохого не делает, с виду молодой, женщинам нравится, но какой-то странный и загадочный, героине до ужаса противный. И будто бы нарочно работа, которая должна была быть сделана за 20 минут, сначала растягивается на 5 часов, затем на неделю, и вот уже кажется, что водопроводчик никогда не уйдет. Муж утром на работу - он сразу в дом. Жена уже сходит с ума; дверь не откроет - назойливый работник через крышу залезет. И никуда от него ни спрятаться, ни скрыться. Отдаленно все это действо напоминает «Забавные игры» Ханеке и абсурдистские опусы голландца Алекса Ван Вармердама. Первая мысль после просмотра: что это было?! Очередная притча о вмешательстве в жизнь человека чего-то чуждого и потустороннего? Или все гораздо проще, и это не более чем обычная шутка прославленного режиссера, юмористическая передышка перед его вторым шедевром - «Галлиполи». Лично я вот до сих пор не определился.

В фильмографии Уира «Галлиполи» для меня занимает особое место. О нем трудно писать что-то вразумительное, потому что эмоции перекрывают все рациональные мысли. Лента, которую смело можно назвать этапной для австралийского национального кино, и вообще, одним из лучших антивоенных творений ever, не удостоилась престижных наград. Разве что была номинирован на «Золотой глобус» 1982 года за лучший иностранный фильм. Главную роль исполнил мало известный тогда Мэл Гибсон, его партнером был Марк Ли.  «Галлиполи» рассказывает про двух австралийцев-бегунов, которые добровольцами отправляются на африканский фронт во время Первой Мировой войны. Тем не менее, самой войны в ленте мало: первые 40-50 минут действие происходит в Австралии, и только потом перемещается в Египет. Но даже там Уир не спешит помещать героев в суровые реалии военного быта: его не интересует война как таковая, его интересует человек - на войне и вне нее.  Поэтому боевые действия занимают только последние минут 15, и этого более чем достаточно. Один из самых ярких моментов «Галлиполи»: герой, который смотрит на сфинкса и пирамиды. В отличие от своих друзей, он прекрасно понимает: это - первая великая попытка человека победить смерть. Возможно, вся суть фильма в этой сцене и заключается, поэтому он вполне «работает» без оглядки на бомбежки и перестрелки. Уир снял кино не про войну. А про то, что, вопреки всему, человек сильнее смерти, и эта сила заключена в его нравственных идеалах: дружбе, мужестве, чести. Именно этот гуманистический, лишенный голливудских спекуляций, посыл, делает творение Уира своеобразным «тихим шедевром», о котором, возможно, знают немногие, но каждый среди этих немногих к нему неравнодушен.

Сотрудничество с Гибсоном дало свои плоды, и через год Уир вновь выпускает фильм с его участием. «Год опасной жизни» рассказывает про австралийского репортера, который в конце 60-х отправляется в политически нестабильную Индонезию, чтобы делать материал с лидерами коммунистического и капиталистического лагерей. Там он встречает британскую разведчицу (Сигурни Уивер), и весь хронометраж - их любовь на фоне государственных потрясений. «Год опасной жизни» попадает в конкурсную программу Каннского кинофестиваля; премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана выигрывает Линда Хант, которая исполнила в фильме роль мужчины, китайского фотографа-лилипута. Данной работой завершается австралийский период в карьере Уира. Голливуд, который всегда занимался мировым экспортом талантов в Америку, берет режиссера в оборот. О его американском дебюте «Свидетель» и остальных фильмах - во второй части.

Продолжение следует, короче :)

Сигурни Уивер, киномнение, Питер Уир, Дэвид Линч, Пикник у Висячей скалы, Алекс Ван Вармердам, Галлиполи, Мэл Гибсон, любимые фильмы, Михаэль ХанекеМикеланджело Антониони

Previous post Next post
Up