Бронзино

Nov 17, 2024 16:38


Маньеризм не самое моё любимое направление в живописи, не хватает объёма и живости, но картины некоторых представителей весьма интересны, особенно с исторической точки зрения.





Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано 17 ноября 1503, Флоренция, Тоскана, - 23 ноября 1572) - итальянский живописец, представитель маньеризма.



Любовь к живописи будущему художнику привил его первый наставник, малоизвестный живописец Раффаэлино ди Гарбо. Но главным вдохновителем стал Джакопо Понтормо, другой учитель Бронзино. Именно под его руководством он стал профессионалом. В одной из первых картин мастера «Пигмалион и Галатея» уже видны холодность и рассудительность, которые стали характерными чертами его произведений.



«Пигмалион и Галатея»

В своих предпочтениях Бронзино определился не сразу: то он писал героев на фоне необычных строений, то забывал о замысловатой архитектуре и основное внимание уделял самим персонажам. Так, портреты Бартоломео Панчатики и его жены Лукреции чопорны и беспристрастны. Их лица похожи на маски и обращены к зрителям анфас, хотя для эпохи Возрождения это не характерно.



Бартоломео Панчатики

Бронзино тщательно прорисовал детали, делая акцент на элементах костюма и сложной прическе героини. Лукреция Панчатики держит в руках открытую книгу. Это еще одна характерная деталь работ Бронзино - намекнуть на внутренний мир героя. Книга свидетельствовала об аристократичности и просвещенности светской дамы.



Лукреция Панчатики

Расцвет карьеры Аньоло пришелся на середину 1530-х годов - в то время его пригласили стать личным художником семьи Медичи. При дворе тосканского герцога Козимо I Медичи живописец сблизился с литераторами, художниками, путешественниками и учеными и был в восторге от произошедших в жизни перемен.



В своих письмах он писал о Козимо как о «лучшем правителе, которого знавал мир», его жену, Элеонору Толедскую, называл «воплощением всех добродетелей», а детям дал ласковое прозвище - «маленькие ангелочки».



Одним из таких «ангелочков» был сын герцога Джованни. Его портрет «Джованни Медичи ребёнком» герцог попросил сделать за короткий срок. Художник справился с работой за два с половиной месяца. Тогда малышу было всего 18 месяцев, но на картине изображен уже двухлетний ребенок.



Это произведение необычно тем, что как правило Бронзино писал детей как серьёзных взрослых. Но портрет Джованни вышел живым и настоящим: улыбающийся мальчик изображен почти фронтально, а не в полный рост с «классическим» поворотом головы.



Еще одним ярким детским изображением является «Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I». Малышка умерла от лихорадки в пятилетнем возрасте, и по просьбе отца картина была создана уже после смерти девочки.



На ней ребенок с румяными пухлыми щёчками и взрослым взглядом смотрит вроде бы на зрителя, но в то же время - мимо него. Здесь можно заметить одну яркую деталь: на девочке надет медальон с изображением ее отца. Несмотря на то, что Биа родилась еще до брака с Элеонорой Толедской, она была любимицей Козимо Медичи.



«Снятие с креста» - типичная маньеристская работа Бронзино. Здесь не найти драматизма и глубины, нет реального трехмерного пространства. Зато на ней множество изящных фигур, похожих на скульптуры, гармоничное цветовое сочетание и ни одна деталь не бросается в глаза - настолько все едино. Сам герцог Козимо Медичи отзывался о «Снятии с креста» как о «редкостной по красоте» работе.



Все портреты взрослых членов семьи Медичи и придворной аристократии дышат высокомерием и замкнутостью. Прямая спина, полное отчуждение, презрение во взгляде - это типичные черты, по которым в XVI веке можно было узнать представителей высшего света. Холодность изображаемых людей соседствует с роскошными и точно выверенными деталями их нарядов.



Благодаря его работам в стиле маньеризм по количеству портретов семья Медичи в XVI веке не уступала королям и императорам. Об этих полотнах можно сказать много слов: на них утонченность, изящество, нотка презрения и роскошь, глядя на которую остается лишь мечтать о подобном величии.



Однако Аньоло Бронзино известен не только своими портретами: он создавал еще и фрески на религиозные сюжеты. На это его вдохновил Микеланджело, с которым он встретился в Риме. Художник пытался подражать знаменитому мастеру, но на всех фресках, которые сохранились до наших дней, можно увидеть ту же холодность и бесстрастность, что и на портретах.



В последние годы творчества Бронзино оставил портреты и полностью посвятил себя религиозной тематике. Также он руководил флорентийской Академией изящных искусств. Это было первое в Европе учебное заведение, где студенты знакомились с живописью, музыкой и художественной реставрацией. У мэтра было много учеников. Самый известный из них - это Алессандро Аллори, который стал приёмным сыном итальянского мастера.



Текст https://artifex.ru/живопись/аньоло-бронзино/

Марки из интернета

Этот пост был опубликован 1 год назад!

О чем еще автор писал 17 ноября в разные годы

#этотденьвблоге

Previous post Next post
Up