Куба. Пакетбот.

Nov 01, 2024 19:15

Во первых строках своего поста хочу выразить глубокую благодарность камрадам bench1968, volynko и nik_rasov, которые оказали посильную помощь не только в поиске иллюстраций для данного эссе, но и подкинули ссылки на несколько интересных статей по теме.



Это так, для красоты, тоже на марку немного похоже.

После длительных изысканий пришёл к выводу, что пакетбот, это не тип судна, или корабля, а обозначение характера совершаемых судном действий. Поэтому писать на марке «packetboat» в одной серии со всякими галеонами и клиперами это не совсем правильно, приблизительно также, как сравнивать «зелёное» с «длинным». Различные источники, это только подтверждают.



Этот красавец больше смахивает на пароходофрегат, но если везёт почту, то пусть его, пакетбот, так пакетбот.



Обычно пакетботы - это любые регулярные грузовые, пассажирские и почтовые перевозки, осуществляемые на судах или кораблях, которые называются «пакетботами» или «пакетными судами», поскольку их первоначальной функцией была перевозка почты.



Вот, например, «Queen of the South» (Королева Юга) (спасибо моему доброму френду bench1968, он помог найти эту гравюру, как наиболее похожую на марку) вполне себе военный корабль, 28 пушек на борту, но возил исключительно мирные грузы включая почту и пассажиров, потому тоже подходит под определение «пакетбот».

«Пакетное судно» изначально было судном, используемым для перевозки почтовых пакетов в британские посольства, колонии и аванпосты и обратно. В морском транспорте пакетная служба - это регулярная, запланированная служба, перевозящая грузы и пассажиров.

«Packet» может означать небольшую посылку, но изначально это слово означало посылку с важной корреспонденцией или ценными вещами для срочной доставки.



Это знаменитый «Sirius» («Сириус»), который принято считать первым обладателем приза «Голубая лента Атлантики», но то, что он стал первым пароходом, пересёкшим Атлантический океан, это факт. Я писал про него https://gun001.livejournal.com/46013.html

Делаем закономерный вывод: пакетбот - это любое судно, или корабль перевозящий почту и пассажиров (не обязательно) на регулярной основе.

Так что будь это лодка, пароход, клипер, фрегат, другое судно или корабль, есть у него пушки, или нет, движется он при помощи шеста, паруса, или паровой машины не важно, основное это то, что он перевозит почту на регулярной основе.



Типичный пакетбот 18 века, пушек нет, паруса по минимуму, главное почта в трюме (или на палубе)

Но почему «Святой Петр» на котором Витус Беринг ходил в свою вторую Камчатскую экспедицию тоже «пакетбот» даже не спрашивайте, построили его для Сибирской военной флотилии, «Святой Петр» нёс парусное вооружение брига, на корабле были установлены 28 пушек различного калибра. Никакой почты и регулярности, чистая наука на благо государства Российского.



«Святой Петр»

Этот «ключник», как основной пакетбот российской истории, ввел меня в заблуждение и заставил перечитать массу статей о пакетботах.

А это безымянный пакетбот, который попал на марку почты России, как представитель этой самой почты, как говорится, найдите 10 отличий.



Скорее всего получилось по Горину «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить», поэтому «Святой Петр» принял на борт вместо почты команду Беринга и отправился за великими географическими открытиями.

На нашей кубинской марке скорее всего изображен пакетбот из разряда «Атлантических», те, которые пришли вслед за пароходом «Сириус». Они были предшественниками океанских лайнеров двадцатого века и первыми, кто курсировал между американскими и европейскими портами по регулярному расписанию.



Пакетбот «Принстон» (1848), правда почему-то не видно трубы, хотя пишут, что винтовой пароход.

Первая компания, Black Ball Line (позже «Old Line»), начала работу 1 января 1818 года, предлагая ежемесячный рейс между Нью-Йорком и Ливерпулем с четырьмя судами, но их фактические графики в конечном итоге менялись, иногда очень сильно, из-за погодных и других условий.

Были и другие истории, связанные с «почтовыми корабликами», например эта https://gun001.livejournal.com/52029.html, где британский пакетбот «Windsor Castle» не только сохранил свою почту, но и, дав достойный отпор, в конечном счёте захватил французскую каперскую шхуну «Jeune Richard».

Вот такие они - пакетботы, и в пир, и в мир, и в добры люди, да и подраться не дураки.

пакетбот, пароходы, марки, парусники, паруса

Previous post Next post
Up