Иногда сам себе поражаюсь насколько марки, собранные в детстве, отпечатались в памяти. Начал собирать материал для поста о замечательном художнике Игоре Грабаре, на обложке подарочного набора увидел его автопортрет в шубе, тут же вспомнил, что у меня есть такая марка. Не смотря на то, что интернет ни в какую не хотел мне её показывать, я потратил около часа и убедился, что это не глюк (хотя бывают и обратные ситуации), можно было открыть альбом и найти марку, но я не ищу лёгких путей, ведь во время поисков я просматриваю не один десяток марок, а это очень интересно.
Несмотря на то, что Советская Россия предпочитала классический реализм, ничто импрессионистское было художнику не чуждо, только посмотрите на его пейзажи, это же чистый свет и эмоции.
И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия - 16 мая 1960, Москва, СССР) - русский и советский живописец и художник-реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный работник, педагог. Действительный член Императорской Академии художеств (1913). Академик АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Игорь Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье общественного деятеля Эммануила Грабаря, депутата венгерского парламента, отстаивавшего интересы русинов - славянского населения Закарпатья. Борцами за права русинов были также мать Ольга и дед Адольф Добрянский, в имении которого Чертеж Игорь провел детство. Из-за антиправительственной деятельности отец мальчика бежал в Италию. В 1876 году он переехал в Россию, поселившись в Егорьевске и став преподавателем местной гимназии. Вскоре к нему приехала жена с двумя сыновьями. Семья не раз переезжала, с 11 лет Игорь жил без родителей, поступив в Катковский лицей в Москве. Детство закалило характер юного художника.
Игорь Грабарь поражал современников своим широким кругозором. Окончив в 1893 году юридический факультет Санкт-Петербургского университета, он не стал юристом. С детства мечтая о художественном поприще, в 1894-м он поступил в Императорскую Академию художеств, занимался в мастерской Репина, но неудовлетворенный системой преподавания на родине, уехал продолжать образование в Мюнхен, где посещал частную школу Антона Ажбе. Достигнув успехов, Игорь вскоре и сам стал преподавать. В Мюнхене он также стал учиться в королевской Баварской технической высшей школе, и лишь отъезд в Россию помешал ему получить диплом архитектора.
Не имея своего дома, Грабарь часто жил у приятелей. В 1904 году он познакомился с художником-любителем Николаем Мещериным, который пригласил его в свою подмосковную усадьбу Дугино, где нередко гостили художники, для которых была устроена отдельная мастерская. Самые известные картины Грабаря написаны именно здесь. Зимой в распоряжении художников были сани, чтобы ездить на этюды. Возницы интересовались работой Грабаря и Мещерина, двое даже освоили азы живописи. Обстановка тех дней нашла отражение в картине «Ямщик». В Дугине Игорь Эммануилович создал такие известные картины, как «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег», «Неприбранный стол», «Хризантемы».
Родители художника приобрели участок на Черноморском побережье, где по проекту Игоря Грабаря стали строить дом. Приехав летом 1908 года в Адлер к родным, он никак не ожидал нападения. Ночью в раскрытое окно второго этажа влезли грабители, проломили спящему художнику голову и украли привезенные деньги. Потерявшего сознание Игоря отвезли в Сочи, где сделали операцию - трепанацию черепа. Долгое время художник не мог ходить и работать. Мало кто верил, что он вернется к полноценной жизни, но художнику удалось преодолеть последствия ранения.
Еще в годы учебы Грабарь зарабатывал на жизнь созданием критических заметок для разных журналов. Обзоры выставок сменились серьезными искусствоведческими статьями. В начале 1900-х Грабарь задумался о написании фундаментальной «Истории русского искусства», выпуски которой с 1910 года стали выходить в издательстве Иосифа Кнебеля. Первая мировая война привела к краху издания. Во время антинемецких погромов в Москве были разграблены склады Кнебеля, разбиты стеклянные негативы с уникальными фотоизображениями редких памятников и произведений искусства. В итоге вышло лишь 23 выпуска «Истории» из задуманных 40.
В 1913 году Игорь Грабарь стал попечителем Третьяковской галереи. Он сразу приступил к реформам. Была устроена перевеска картин, которые стали располагаться в хронологической последовательности, в каждом зале были собраны работы одного художника. Произведения вешали теперь не от пола до потолка, а на уровне глаз, более разрежено. Для лучшего обзора картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» даже был расширен дверной проем. Был налажен строгий учет произведений, картины вынимались из рам, описывались, фотографировались. После национализации в 1918 году Грабарь стал директором музея и оставался им до 1924 года.
Грабарь начал готовить новый научный каталог Третьяковской галереи. Подозревая, что не всегда авторство картин указано верно, он пытался определить подлинность подписей. В процессе обследования и реставрации произведений иногда происходили настоящие открытия. Так, картина «Юный живописец» имела поддельную подпись Антона Лосенко, при реставрации открылась изначальная подпись I. Firsove. Такого художника никто не знал, но удалось выяснить, что это был русский художник Иван Фирсов, долгое время живший в Париже, но совершенно забытый и неизвестный на родине.
Революционные события изменили жизнь Грабаря. Он верил в возможность преобразования музейного дела, став активным сотрудником разных комитетов и комиссий. В 1917 году Грабарь выдвинул идею создания Кремлевского музейного городка, где планировалось разместить коллекции Оружейной и Грановитой палат, Патриаршей ризницы, Третьяковской галереи, Румянцевского, Исторического и Театрального музеев. Для этих нужд собирались переоборудовать Большой Кремлевский дворец и другие здания. Переезд советского правительства из Петрограда в Москву не позволил реализовать проект. В Кремле, прямо напротив Совнаркома, разместились возглавляемые Грабарем реставрационные мастерские. А в 1927 году художник приступил к созданию картины «В.И. Ленин у прямого провода», где изобразил вождя в кремлевских интерьерах.
В 1918 году по инициативе Грабаря была образована комиссия по раскрытию памятников древнерусского искусства, преобразованная позднее в Центральные государственные реставрационные мастерские. Собрав коллектив единомышленников из ученых и практиков (бывших иконописцев), Игорь Грабарь занялся выявлением, спасением и реставрацией памятников древнерусского зодчества и иконописи. Экспедиции оправлялись в разные уголки России, реставраторы работали в городах и старых монастырях, расчищая уникальные фрески. Перу Грабаря принадлежат первые серьезные исследования творчества Андрея Рублева и Феофана Грека.
Игорь Грабарь был включен в комитет по устройству выставки русского искусства в Америке. В 1924 году за океан отправили картины около ста художников, многие очень бедствовали. Было запланировано целое турне, целью которого был не только показ произведений, но и их продажа. Грабарь устраивал развеску, давал интервью, вел переговоры, подготовил каталог. Выставка пользовалась успехом, подняв интерес к отечественной культуре и искусству.
В начале 1930-х годов Грабарь ушел со всех занимаемых постов и целиком посвятил себя живописи. Он обратился к жанру портрета. Заказчиками часто выступали известные артисты, деятели науки и культуры. Хорошо известен его «Портрет В.Г.Дуловой». По своей инициативе Игорь Эммануилович писал родственников и друзей: музейщиков, реставраторов, ученых. Хорошо известны исполненные им портреты композиторов Сергея Прокофьева и Александра Гольденвейзера, историков Артемия Арциховского и Евгения Тарле, писателя Корнея Чуковского.
С молодых лет у Грабаря обнаружился педагогический талант. Еще в Мюнхене он стал преподавать в школе Ажбе, давая также частные уроки товарищам. В 1920-е годы он читал лекции по реставрации в Московском университете. В 1937 году Грабарь стал директором Московского государственного художественного института, где смог организовать преподавание на более высоком уровне, введя ряд дополнительных дисциплин. Он организовывал поездки на пленэр, нередко сам работая вместе с учащимися, изображая старые московские улочки. В 1941 была создана картина «Серый день. Проходной двор в Замоскворечье». Во время Великой Отечественной войны Грабарь уехал со студентами в эвакуацию в Грузию, там продолжил преподавание, вырастив много талантливых учеников.
Игорь Грабарь возглавил экспертные работы по выявлению потерь в области культуры и искусства. После войны многие памятники были разрушены, целые музейные собрания, не успевшие уехать в тыл, оказались утраченными. Вернувшиеся в Москву шедевры Третьяковской галереи Игорь Эммануилович лично осматривал в стенах музея. По его инициативе снова открылась Государственная центральная реставрационная мастерская в Москве. В 1944 году был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры, который возглавил Грабарь. Эта организация стала ведущим научно-исследовательским центром.
До конца жизни Игорь Грабарь не переставал заниматься живописью и писать научные статьи. Летом он трудился на своей даче в Абрамцеве, где разводил цветы. Полная солнца и летнего настроения картина «На даче» дает представление о заключительном этапе творчества. Несмотря на преклонный возраст, художник создавал яркие жизнерадостные пейзажи, продолжая с восхищением воспевать красоту родной природы. Грабарь умер 16 мая 1960 года, всего один год не дожив до своего 90-летия.
текст
https://lavrus.tretyakov.ru/publications/15-faktov-ob-igore-grabare/марки из интернета