Кодор

Mar 25, 2023 19:46


«Кодор», он же «Секрет», но же «Испаньола», он же «Скорпион», он же «Дункан», он же «Пилигрим», шхуна, ставшая настоящим артистом, была переоборудована в ресторан, а затем превратилась в горку пепла, причём был ли это счастливый случай, или добрая воля бакинских моряков, до сих пор не известно.





Шхуна «Кодор»

Шхуна - тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Вообще я к шхунам достаточно пренебрежительно относился, они все у меня ассоциировались с эпитетом «рыбацкая», но когда я увидел вот это!!!



Шхуна «Томас У. Лоусон» под парусами. Самая большая когда-либо построенная семимачтовая шхуна, без вспомогательного двигателя.

Проникся и понял, что «шхуна», это просто тип парусного снаряжения и о размерах судна практически ничего не говорит. Хотя такой монстр это конечно исключение, единственный и неповторимый экземпляр. Но, конечно, впечатляет. А теперь вернёмся к нашей героине.

Шхуна «Кодор» была построена в Финляндии в 1947 г. по заказу Министерства морского флота СССР в счёт погашения репарационного долга, сложившегося по итогам второй мировой войны. Назвали корабль в честь реки Кодор в Абхазии.

Всего в период с 1946 по 1953 год, в счёт погашения репарационного долга, в Финляндии было построено 102 деревянных парусника - 72 шхуны и 30 баркентин. Постройка такого количества деревянных парусных (хотя и снабжённых двигателями) судов в середине XX века выглядит, как минимум странно. Такое впечатление, что хотели финнов просто за…ть. Как в том анекдоте про прапорщика, солдата, и лом для подметания плаца.

Технические характеристики шхуны «Кодор»:

тип судна - 3-х мачтовая шхуна проекта «Академик Шокальский»
место постройки - верфь Laivateollisuus Ab, г. Турку, Финляндия
заложено - 12.05.1950
спущено на воду - 09.06.1951
корпус - деревянный
водоизмещение - 500 т
длина - 39,4 м
ширина - 9,5 м
высота мачт от ватерлинии - 58 м
осадка - 3,5 м
площадь парусов - 834 кв. м. (гафельная оснастка), 721 кв. м (бермудская оснастка)
скорость под парусами - до 10 узлов
двигатели - «Болиндер» 300 л.с.
экипаж - 15 чел., курсанты - 50 чел (по некоторым данным 44 чел)



Марка «Кодор» Шхуна

Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: Учебный парусный флот СССР, Код по каталогy:Михель SU 5114, Номер марки SU 4983, Ивер и Телье SU 4849, Стенли Гиббонс SU 5169, Zagorskiy SU 5164, Дата выпуска: 1981-09-18, Размер: 42 x 30 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 12¼ x 12, Печать: Офсет, Номинальная стоимость: 10 Российская копейка, Тираж: 6 200 000, Художник: А. Аксамит

Кроме марки, шхуна попала на конверт в числе прочих кораблей серии, у меня такого нет, но я нашёл в интернете, как он выглядел. В 1981 я иногда писал письма, и отправить послание в таком конверте другу, а тем более получить такой в ответ было бы просто здорово.



конвертируемые паруса

Первоначально «Кодор» служил как грузовое судно для сбора рыбы с небольших балтийских рыболовецких судов и снабжения рыбаков в море. Служба была недолгой, парусник вскоре был передан Ленинградскому мореходному училищу, где его переоборудовали под учебное судно и заменили парусную оснастку с гафельной на бермудскую. Бермудские шхуны являются наиболее распространённым типом парусной оснастки, а по простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являются бесспорным лидером.

Вначале шхуной командовал в это время известный парусник и яхтсмен капитан А.А. Аристов, а одно время (после выхода в запас) начальником практики на «Кодоре» был не кто-нибудь, а контр-адмирал Николай Лунин - легендарный подводник, атаковавший «Тирпиц».

В период с 1957 по 1970 годы учебное судно «Кодор» курсировало вокруг Европы, побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. На борту шхуны прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений.



учебное судно «Кодор»

С 1971 по 1979 год «Кодор» выполнял роль гриновского галиота «Секрет» на празднике ленинградских выпускников «Алые паруса» - единственного в мире торжества такого масштаба, посвященного выпускникам школ.



изображая галиот «Секрет»

Перевоплощение «Кондора» в другие корабли стало третьей специализацией этой шхуны. Все смотрели трехсерийный фильм 1982 года по знаменитому роману Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ» В этом фильме роль трехмачтовой шхуны «Испаньола» прекрасно сыграла «Кодор». Шхуну укомплектовали пушками, курсантов переодели в матросов и пиратов, вышли в море и начали снимать морские сцены. Ещё в 1982 году «Кодор» снималась в фильме «Арабелла, дочь пирата»



шхуна «Испаньола»



шхуна «Испаньола» уходит в закат

Интересный факт: когда снимали сцену в которой Джим в исполнении актера Феди Стукова «угонял» шхуну у пиратов необходимо было показать, как он управляет кораблем. А так как в рулевой рубке было много современного навигационного оборудования, которое нельзя было демонтировать, решили снять штурвал и разместить его на палубе. В то время как Джимми крутил ни к чему не прикрепленный штурвал на палубе, капитан «Кодора» управлял шхуной с помощью разводного ключа.



шхуна «Испаньола». Руль без права управления.

В 1983 году «Кодор» преподнесли в дар бакинскому яхт-клубу. Пару раз шхуна поучаствовала в «водно-спортивных праздниках» под парусами, а потом его забрали из Баку - для съемок в многосерийном фильме 1985 года «В поисках капитана Гранта» снятого по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» для роли яхты «Дункан». Специально для фильма пришлось изменить таблички с названиями на носу и корме, поставить макеты пушек, добавить бутафорскую дымовую трубу, из которой, согласно книге должен был валить дым. Перед трубой установили фальш-надстройку со штурвалом.



А теперь яхта «Дункан»

После съемок шхуна «Кодор» вернулась в Баку и покинула его в 1986 году - для участия в приключенческом художественном фильме «Капитан «Пилигрима» по мотивам романа Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан» в роли китобойного судна «Пилигрим»



китобойное судно «Пилигрим»

После съемок «Капитан «Пилигрима» шхуна «Кодор» больше никогда не покидала Баку. Все в городе надеялись, что парусник отдадут Мореходному училищу, но содержание судна в рабочем состоянии это немалая часть городского бюджета и руководство решило, что пусть лучше будет ресторан. И шхуна «Кодор» стала рестораном. Хорошим, надо сказать - многие с теплом вспоминали его неплохую рыбную кухню и уютные кабинеты.



ресторан

По рассказам старых бакинцев, не было ни одного яхтсмена, ни одного моряка, который порадовался бы за такую «спокойную старость» шхуны. Дошло даже до того, что некоторые горячие головы вынашивали идею угнать несчастный парусник и расшибить об скалы острова Наргин, там, где находится печально известное корабельное кладбище Каспийской флотилии - чтобы лег рядом со сторожевиками, тральщиками и «морскими охотниками» времен войны.

Закончилось все в августе 1999 г. Шхуна «Кодор», продолжавшая служить рестораном, сгорела. То ли это был случайный пожар, то ли поджег… Но факт остается фактом - шхуны не стало. Остатки были утилизированы. Так закончила славный путь шхуна «Кодор», поставив в конце своего жизненного пути яркую точку.



останки

Источники:
https://sailngstamps.ru/2017/04/kodor/
https://azerhistory.com/?p=9429

Этот пост был опубликован 2 года назад!

О чем еще автор писал 25 марта в разные годы

#этотденьвблоге

Previous post Next post
Up