Паруса. История отечественного флота. Часть 2 Фрегат «Орёл».

Dec 16, 2021 19:33

«Орёл» (1667-1669) - первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу Алексея Михайловича (Романова) Тишайшего в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Про него я уже писал https://gun001.livejournal.com/ tag/Орёл, но там больше про художника и картину, здесь сосредоточусь на самом корабле.



«Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа, хотя ещё в 1636 году был построен корабль «Фредерик». Однако «Фредерик», хоть и был построен в России, нёс флаг Шлезвига-Гольштейна.



Марка « Orel» First Russian Sailing Ship (1668)» «Орёл» первый русский парусный корабль (1668)
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: History of the Russian Navy (1st series) «История отечественного флота. Парусные военно-морские суда» , Код по каталогy:Михель SU 3963, Номер марки SU 3931, Ивер и Телье SU 3797, Стенли Гиббонс SU 4017, Zagorskiy SU 4007. Дата выпуска: 1971-12-15, Дата истечения срока действия:1992-01-01. Размер: 37 x 52 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 11½ x 12, Печать: Фотогравюра и металлография, Номинальная стоимость: 4 Российская копейка, Тираж: 5 200 000, Дизайнер:Vasily Zavyalov (Василий Завьялов)



Строительство

Заготовка леса производилась в районе Коломны (по другому источнику коломенский лес не пошёл и пришлось везти из Мурома) , а железо, «самое доброе к корабельному делу», поставляли тульские и каширские заводы. Наблюдение за строительством кораблей было поручено боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину. Из Голландии был приглашён мастер Ламберт Гельт. Русскими плотниками руководили корабелы дворянин Яков Полуектов и подьячий мытной избы Степан Петров.

На самом деле всё было сложно, голландского мастера и импортных плотников выписали, когда дело встало в тупик, так как наш плотник срубавший церковь без единого гвоздя совершенно не понимал, как делают корабли этого типа. Вот коч для хождения по северным морям схожего размера - это запросто, а пинас нет. Боярская клика считала корабль блажью царя и всячески ставила палки в колёса строительства Российского Военного Флота.



В январе 1668 года дело с постройкой корабля обстояло так: «у корабля дно и стороны основаны, и кривые деревья все прибиты, а на верх на корабль брусья растирают». В марте 1668 года корпус «Орла» был уже настолько готов, что потребовалась присылка в Дединово живописца и резчика для его отделки и украшения. В мае 1668 года корабль был спущен на воду, но отделочные работы запоздали, и «Орёл» зазимовал в Дединово.

И опять некоторые источники говорят, что за зиму с корабля украли весь металл (плохо себе представляю, как крестьяне воруют с охраняемого царскими войсками объекта) поэтому без саботажа здесь не обошлось. А когда начали восстанавливать металлическую фурнитуру, местная власть прислала ОДНОГО кузнеца, голландец (вообще не говоривший по-русски) постоянно собирался домой. В общем, было весело.



Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль. Целое состояние!

Основные характеристики

Класс и тип судна        Голландский пинас
Спущен на воду май 1668 года
Введён в эксплуатацию         1670 год

Водоизмещение  250 тонн
Длина между перпендикулярами  24,5 м
Ширина по мидельшпангоуту       6,5 м
Осадка       1,5 м
Экипаж      58 человек (23 матроса и 35 стрельцов)

Вооружение

22 пищали (18 × 6-фн и 4 × 3-фн) (причём отлитые из медного сплава именно для «Орла», а не собранные по сусекам)
40 мушкетов
40 пар пистолетов
ручные гранаты (ручное оружие выдавалось перед боем)

Флаг корабля

По одной из версий на корабле был поднят триколор, первый в истории России флаг военного корабля. Перед постройкой корабля капитан Бутлер отправляет письмо царю, в котором спрашивает о флаге, потому что - как он дальше разъясняет - «какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». Из приходно-расходных книг явствует, что после этого для изготовления «флага большого» и множества вымпелов выписываются ткани красного, белого и синего цветов (вернее, как тогда говорили, - черчатого, белого и лазоревого).



Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной (сейчас это Луховицкий район Московской области), где находилась верфь. Хотя достоверно и не известно, каким был рисунок флага, о нём можно судить по изображениям корабля на гравюрах из изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса».



Присутствие триколора на первом военном корабле, построенном по заказу государства, подтверждает и рисунок Яна Стрейса, путешественника, плывшего на «Орле» и записывающего его историю.

Первое же известие о полосатом бело-сине-красном флаге относится к 1694 году - именно этот флаг царя Московского (полосатое полотнище с изображением золотого двуглавого орла) был личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске.

Первое плавание

В апреле 1669 года корабль был назван «Орлом», изображение орла как государственного герба России было нашито на корабельные флаги. Капитаном назначили голландца Давида Бутлера, а все матросы были иностранцами. 7 мая корабль поднял паруса и тронулся в путь. Весь путь от Дединово до Астрахани занял три с половиной месяца.



Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век.

Вступление в строй первого боевого корабля вызвало необходимость организации на нём корабельной службы. В Посольский приказ был представлен проект краткого морского устава в виде «письма корабельного строя» (то есть устройства). Это «письмо» состояло из введения и 34 уставных статей, в которых содержались основные правила корабельной службы, излагались обязанности и взаимоотношения командира и остальных должностных лиц корабля, а также краткие наставления о действиях личного состава во время якорной стоянки, на ходу, в бою и при различных других обстоятельствах.

Статьи эти, получившие утверждение царя, свидетельствовали о том, что постройка «Орла» была в жизни русского государства не случайным явлением, а серьёзным началом создания регулярного военного флота.

Гибель корабля

Одно время считалось, что в 1670 году, вскоре после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина «Орёл» был сожжён. Фрегат действительно был захвачен бунтовщиками, но, судя по обнаруженным бумагам астраханского воеводства 1678 года (оценка), так и не использовался по назначению и, простояв в течение многих лет в протоке Кутум, пришёл в негодность и был разобран в 1680.

Изображение корабля

Существует мнение, что корабль был изображён художником Конраадом Деккером (саму картину не нашёл), и именно по этой картине голландский мастер Герман ван Болес создал очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.



Конечно же корабль стал символом и оказался не только на шпиле Адмиралтейства

Нумизматика



Серебряная памятная монета 3 рубля 2018 г. 15 августа 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «350-летие отечественного государственного судостроения» с изображением фрегата «Орел» на фоне силуэтов современных судов[10]

Фалеристике



Серия значков во многом повторяет серию марок, как и жетоны.





У мнея был такой. Я одно время и значки с парусниками собирал.



Филателия



К сожалению в большем разрешении не нашёл.

Действительно знаковый корабль для России. При Алексее Тишайшем была заложена мощная база для реформ Петра 1.

https://modelist-konstruktor.com/morskaya-kollekcziya/oryol-pervenecz-rosijskogo-flota
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Орёл_(фрегат)

голландский пинас, история отечественного флота, марки СССР, корабли, паруса, Почта СССР, Орёл, пинас, марки, история, Фрегат «Орёл», парусники

Previous post Next post
Up