Паруса. История отечественного флота . Часть 1 Дедушка русского флота

Dec 15, 2021 19:00

Ботик Петра I - небольшое дубовое беспалубное одномачтовое парусно-гребное судно. Предполагают, что изготовлено оно в Англии. Дата постройки его неизвестна, доставлено в Россию в 40-х годах XVII века.



Технические характеристики ботика:

длина - 6,02 м
ширина - 1,96 м
вес - 1280 кг
парус - гафельный без гика
вооружение - 4 пушки 1/3-фунтового калибра



К сожалению, в СССР я знаю только о двух полноценных парусных сериях, «История отечественного флота. Парусные военно-морские суда» и «Учебный парусный флот СССР». Если принять во внимание наличие в России таких великих флотоводцев, как Ушаков и Нахимов нам есть чем гордиться. Они водили в бой огромные парусные флотилии, неужели не нашлось ни одного корабля того времени, чтобы занять достойное место на марке?

Даже если взять корабли, на которых служил Нахимов, уже получается серия из 5 марок, но её нет. В современной России также отсутствуют планы на выпуск полноценных серий, посвящённых нашим великим флотоводцам и знаменитым парусникам, а хотелось бы. Но, не будем о грустном, расскажу лучше о том, что есть.

В декабре 1971 года Почта СССР выпустила серию «История отечественного флота. Парусные военно-морские суда», состоящую из пяти марок.
Открывал серию «дедушка русского флота» - ботик Петра I «Святой Николай, сохранившийся до наших дней. До сих пор экспонируется в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.



«Пётр Первый управляет парусным ботиком», (Алексей Кившенко, 1 января 1864 года).

Не удивлюсь, если в действительности ботик выглядел именно так «кислотно»



Марка «Peter the Great's Imperial Barge (1723)» Ботик Петра1 (1723)
Страна: Союз Советских Социалистических Республик, Серия: History of the Russian Navy (1st series) «История отечественного флота. Парусные военно-морские суда» , Код по каталогy:Михель SU 3962, Номер марки SU 3930, Ивер и Телье SU 3796, Стенли Гиббонс SU 4016, Zagorskiy SU 4006. Дата выпуска: 1971-12-15, Дата истечения срока действия:1992-01-01. Размер: 52 x 37 мм, Издание: Памятные (юбилейные), Перфорация: гребенчатая 11½ x 12, Печать: Фотогравюра и металлография, Номинальная стоимость: 1 Российская копейка, Тираж: 5 500 000, Дизайнер:Vasily Zavyalov (Василий Завьялов)

Английский ботик был приобретён двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок. В 1688 году царь Пётр I нашёл в Измайлове ботик. Сам Пётр описал это событие так в собственноручной записке «О начале судостроения в России»:

«Случилось нам (в мае 1688 года) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тиммермана), что это за судно? Он сказал, что то - бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях - для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».



В мае 1688 года ботик отремонтировали, и юный царь совершал на нем плавания по реке Яузе и на Просяном пруду в Измайлове. Затем ботик был перевезен на Переславское (Плещеево) озеро. С этих прогулок под парусом началось серьезное увлечение будущего императора корабельным делом и флотскими науками. Ботик, по выражению царя, явился «плодоносным семенем» для русского флота.



До 1722 года он хранился в Москве, а затем его торжественно доставили в Петербург. В честь побед Балтийского флота в Северной войне летом 1723 года ботик перевезли в Кронштадт, спустили на воду, и он под императорским штандартом прошел вдоль строя боевых кораблей, стоящих на якорях на рейде. Командовал ботиком первый генерал-адмирал Российского флота Ф. М. Апраксин, на руле стоял сам император, а на веслах сидели его ближайшие сподвижники.



Ботик «Святой Николай» на первом смотре-параде кораблей Балтийского императорского флота (11 августа 1723 года)

На торжественном обеде в честь победы над шведами Петр I назвал ботик дедушкой русского флота. В том же году суденышко поставили «для вечного хранения» в Петропавловскую крепость. Однако оно не стало «недвижной» реликвией. Несколько раз его всенародно демонстрировали на торжествах в честь знаменательных событий. В настоящее время ботик хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.



Коллаж "Двухсотлетие дедушки русского флота", 1888

Как настоящий родоначальник флота, ботик «Святой Николай» нашёл своё продолжение в репликах



Фалеристике







Жетонами продублирована практически вся серия марок, только парусный пароход "Владимир" заменили на "Штандарт"

Филателии



Конверт первого дня. Всегда с грустью вспоминаю своего немецкого друга по переписке Марко Бёрнера, как он там...

И многом другом...

А самое главное он до сих пор остался в памяти русских людей.

https://bravo-voronezh.ru/mezhregionalnyi-istoriko-prosvetitelskyi-proekt/lokacii-i-obekty-semok/centralnyy-federalnyy-okrug-rf/petr-i-i-izmaylovo/
https://educ.wikireading.ru/h2AKkzjYCW
https://sailngstamps.ru/2016/11/ботик-петра-i-ссср-1971/

история отечественного флота, марки СССР, корабли, паруса, дедушка русского флота, ботик Петра 1, марки, история, парусники

Previous post Next post
Up