Пальмерстоново безумие или Оборона Великобритании. Часть 2
Oct 25, 2014 01:44
Англия в 19 веке. Всемирная фабрика и колониальный спрут. Если и есть образ Англии в этот период то это броненосец, могущий не только бороться с боевыми треножниками марсиан, но и утащить за собой на морское дно собственного создателя. Но и фортечникам на Острове тоже будет на что посмотреть. И как серьезная европейская империя Англия не поскупилась подчинить свое фортостроительство единому плану. Наиболее масштабный из этих планов известен как PALMERSTON'S FOLLIES (я перевел подражая литературным традициям 19 века. Еще вариант "глупость Пальмерстона") [Spoiler (click to open)] Исходя из исторического опыта англичане начинали беспокоиться о своей обороне при любой попытке появления сильной державы на берегу Ла-Манша. Удостоив внимания Напоеона 1, следующий приступ оборонного строительства Англия пережила после прихода к власти во Франции человека волею судьбы названного Наполеон Бонапарт. На этот раз Наполеон 3. Припомнив опыт общения с дядюшкой, англичане с начала 1850-х начали суетиться при племяннике, в 1853 г. начав отстраивать укрепления Портсмута (форт Элсон 1853-58, форт Гомер 1855-60). Крымская война немного снизила накал недоверия к французам. Но французские операции в Северной Италии в 1859 г. заставили англичан активизировать свою деятельность на ниве оборонного строительства. Причин для волнения было немало. Бывший карбонарий впечатленный успехами дядюшки и пришедший к власти в результате не то переворота, не то выборов (как и Гитлер) достоин стать самым ярким героем стим-панка. Пожалуй в 19 веке не было такого лидера, который воплощал бы в себе все черты стимпанковского злодея - светский лев, беспринципный паладин интересов "денежных мешков", империалист и технократ. Но англичан впечатлили прежде всего острое желание Племянника повоевать (везде и всюду) и целеустремленное техническое перевооружение Франции. (ту же войну с Австро-Венгрией Наполеон выиграл осуществив скоростную переброску войск из Франции в Геную по железной дороге и пароходами) Впрочем у англичан был более веский повод для суеты - появление броненосцев. Франция не особо оправившаяся от Наполеоновских войн, отставала в развитии ВМФ. Поэтому решили совершить качественный скачек. Уже в ходе Крымской войны французы испытали при штурме Кинбурна плавучие бронебатареи. И уже во второй половине 50-х годов во Франции были заложены первые мореходные броненосцы (Глуар) спуск на воду которых начался в 1860-х. В результате Великобритания оказалась в ситуации когда ее многочисленный флот был нивелирован парой-тройкой кораблей, и надо начинать гонку вооружений с нуля. В 1859 по инициативе Пальмерстона создана Королевская комиссия обороны Соединенного Королевства для разрешения вопроса обороны островов. Комиссия состояла из шести выдающихся военно-морских и военных офицеров, плюс гражданский представитель Казначейства, Джеймс Фергюссон, который в 1856-57 годах опубликовал работы посвященные уязвимости Портсмута. Задачей Комиссии было изучение вопроса о достаточности укреплений существующих и планируемых к защите Великобританию, с особым акцентом на военно-морских верфях.
Комиссия изложила свои выводы в докладе в феврале 1860, что флот, постоянная армия и добровольные вооруженные силы, даже в сочетании, не обеспечивают достаточную защиту. Было начато интенсивная программа фортификации. Комиссия рекомендовала только жизненно важные точки быть укреплен, и они считались Королевский верфи в Портсмуте, Чатем (гавань радом с устьем Темзы), Плимут, Портленд, Милфорд и в других местах. В 1860 г. (год спуска на воду Глуара) был принят Закон об обороне зафиксировавший начало реализации программы фортификационного строительства получившего название "глупость Пальмерстона". По мнению некоторых фанатов "афинских деревянных стен", строительство крупных (в отличие от мелких башен Мартелло) фортов было лишней тратой денег, которые можно было бы потратить на строительство флота.
Длилось это "безумие" недолго - франко-прусская война в 1870 году сняла с повестки дня французскую угрозу.
В отличие от континентальных крепостей большинство укреплений Великобритании располагалось не вокруг города-крепости в виде кольца фортов, а представляло из себя группы батарей контролирующих вход в гавань или устье реки. И если континентальные крепости были убежищами для сухопутных армий, то английские форты создавали убежища для кораблей и должны были противостоять кораблям.
1 * Олдерни (Alderney) 2 * Белфаст (Belfast) 3 * Берхейвен (Каслтаунбер) (Berehaven) 4 * Бристольский канал (Bristol Channel) 5 * Чатам (Chatham) 6 * Река Клайд (River Clyde) 7 * Корк (Cork) 8 * Дувр (Dover) 9 * Остров Уайт (Isle of Wight) 10 * Милфорд (Milford Haven) 11 * Северная Темза и Восточной Англии (North Thames and East Anglia) 12 * Северо-Восточная Англия (North East England) 13 * Плимут (Plymouth) 14 * Портленд Харбор (Portland Harbour) 15 * Портсмут (Portsmouth) 16 * Лох Свилли (Lough Swilly)
Помимо этого были построены отдельные укрепления на Южном побережье от Дувра до Плимута.
Пара фоток в качестве бонуса - морские форты Портсмута: