После окончания института мы с мужем попали на режимный завод. Начало рабочего дня - в 7 ч. 40 мин. От дома до завода нужно было ехать от 40 минут до 1 часа. Еще нужно было сына отдать в заводской садик, а воспитательница требовала его еще и раздеть.
Если не успеваешь пройти через проходную до звонка о начале рабочего дня, то тебя закрывают в комнате с другими опоздунами. Звонят начальнику, тот должен прийти на проходную и лично забрать своего подчиненного...
Можете себе представить, что говорил начальник подчиненному, пока они вместе шли в отдел. За такое происшествие всегда лишали премии, а она была аж 40%.
А еще если срочно нужно было сдавать заказ военпреду, то на заводе объявляли учения по ГО. И мы всем заводом работали до 20 часов, садики заводские - тоже. А вот что делали родители тех детей, которые не посещали ведомственные садики - не знаю.
И вот что я подумала: если бы в те 7 лет, что я работала на заводе, объявили режим самоизоляции или карантина, я была бы счастлива! Предствляете? Вставать не в 5ч. 30 мин, а хотя бы в 7. Стирать не ночью, а днем. Напомню, что стиральных манин - автоматов не было. Были простые, в которых крутится белье в одну сторону, а отжимается валиками... Да мне бы и зарплаты не нужно было на этот месяц передышки. Квартплата тогда была менее 10 рублей, а мы с мужем вдвоем получали около 700 в месяц. Всегда были запасы денег, мы их кидали в бар, что встроен в стенку "Сокол", и пересчитывали лишь перед отпуском.
Но передышек от интенсивного труда Брежнев нам не давал.
А еще вот что вспомнилось. Когда распалась страна, первым делом пропала еда. Зарплаты, хоть и с задержками, но давали. А вот продуктов в магазинах не было. На рынках можно было что-то купить, но очень дорого. Даже кофе я покупала у спекулянтов. Мы копили на кооперативную квартиру, т.к. преподаватели могли улучшить свои жилищные условия только через кооперативное строительство. Бесплатное жилье преподавателям давали очень редко - 1-2 квартиры в год. Конечно, они дальше ректората не распределялись.
А тут понеслось: павловская реформа, когда сторублевые бумажки объявили вне закона. Именно эти бумажки мы и собирали на кооператив. В банк не несли, потому что обещали, что взнос понадобится со дня на день. Если кто забыл, то в эти годы была еще одна засада. Банки со счетов не выдавали больше 50 руб. в день, при этом еще и отметку ставили в паспорт, что сегодня уже пайка получена. Мой муж работал в фирме, где зарплату перечисляли на сберкнижку. Так он утром уходил в Сберкассу, стоял в очереди до обеда, приносил 50 рублей. У него в паспорте не осталось места для штампиков, заставили паспорт менять.
Домашние сторублевки я раскидала по знакомым и родственникам, мы их не потеряли. Конечно, не считая презентов для всех, кто согласился нам помочь. Вспомнили? Деньги из "чулков" меняли только в пределах месячной зарплаты. Остальные просто пропадали.
Когда мы получили новые струблевки, решили больше не рисковать. Купили дом в Артеме. Был и такой закон - в одном населенном пункте нельзя иметь два жилых помещения, поэтому во Владивостоке и его пригородной зоне дом купить было нельзя. В первый год мы взяли справочник овощевода и купили семена всего, что там было перечислено по алфавиту. Конечно, что удалось найти. Но - от амаранта до физалиса. На третий посадочный сезон мы уже выяснили что нам нужно, а что- лишнее...
Поскольку овощи нам не приходилось покупать, то мясо, сыры и прочую снедь мы легко покупали на рынках. Меня, как завсегдатая, радостно приветствовали все продавцы парного мяса, домашнего варенца и яичек.
А еще завели кроликов, летом их однажды было 128 голов. Мы решили найти свободный клочок земли вне нашего участка и засадить его амарантом - кормом для кроликов. Через 4 дома от нас - поле, а дальше речка "Озерные ключи". Все это земельнон пространство было разделено на грядки, люди выходные дни проводили на огородах. С 1 мая и до конца сентября сотни людей работали в этом поле. Мы тогда, в 95 году, не нашли ни одного свободного клочка для своего амаранта...
Прошло 25 лет. Все поле заросло травой и кустарником. Три года назад его отдали многодетным семьям, так только 4 дома и построено. остальное по-прежнему пустует. Новое поколение считает, что нужно производить рекламу, возить туристов, проводить разные тренинги. А еду, дескать, купим!
В Приморье овощи возят из Китая, до границы всего 3 часа. Со слов министра торговли Приморья запасов овощей в Приморье всегда было на 5 дней. Несколько дней назад случилась вспышка коронавируса в Суньфуйхе, а это наш ближайший поставщик. Именно на их склады китайцы свозят продукцию, а наши торговые сети фурами завозят их в свои магазины. Сейчас Китай пропускает лишь 30 фур в день, это связано с дезинфекцией. Водители сидят на границе, а в магазинах пустеют полки. Вчера в магазинах не было огурцов, помидоров, перца сладкого, моркови. Картофель стоит от 59 до 130 руб. за килограмм. Квашеная капуста - 200 руб, свежая - 60.
Если стоимость продуктов возрастет, то люди вернутся к производству еды для себя. Мы ведь тоже в свое время думали, что высшее образование и хорошая зарплата нас избавит от работы на земле. А ведь мои родители тоже были с высшим, а огороды не бросали - помнили голодные военные и послевоенные годы.
И мы с мужем не бросили. Я различаю вкус огурцов, помидоров и картошки. Свои, отобранные годами, сорта - прелесть! Мы уже посеяли в открытый грунт две грядочки моркови и грядку свеклы. Размеры грядок 5 х 1,2 м. Сегодня будем сеять травки для салатов: базилик, рукколу, укроп, шпинат и еще какие-то пачечки, что накупили зимой.
Я думаю что каждому поколению выпадает ситуация, в которой они должны вернуться в исходную позицию. Выращивание еды для себя важнее производства рекламы этой еды. И это будет отражено в стоимости самой еды и стоимости работ "офисного плангтона".