Долгое время Русский остров был закрытой территорией, на нем располагались воинские части. Евгений Гришковец красочно описал службу на этом острове, я все равно так не сумею, поэтому отсылаю вас мастеру слова.
В бухте Новик базировались военные суда, которые после списания нужно было куда-то девать. Военные придумали устроить кладбище кораблей в небольшой бухте. На карте она обозначена как Бухта Труда. Первое судно, которое оправили на «покой» в эту бухту, бросили в 1974 году. Пиком населенности этого места стал 2000 год - в затопленном состоянии находилось одновременно 42 судна.
Давно проверено - если оставить пакет с мусором где-то в чистом месте, то через некоторое время это место станет сбором мусора. Да хоть на Париж посмотрите - проверенный способ захламить любое пространств, даже красивое и уютное.
Красивая бухта, закрытая от ветров и штормов, за сорок лет превратилась в кладбище военных кораблей. Здесь ржавели тральщики, дизель-электрические подводные лодки, эскадренный эсминец «Веский», ракетные катера, сторожевики, сейнеры, гидрографы и плавучие мастерские.
Кинофильм «Остров погибших кораблей» снимали в 1987 году на Бердянской косе. Но в кадрах фильма нет такого удручающего вида именно погибших кораблей, как на Русском острове.
В Бердянске море теплое, так что «погибшие корабли» изобразили при помощи всякого хлама и тряпок.
В 2008 году началась активная застройка Русского острова. В первую очередь был возведён Русский мост, поскольку доставка техники и стройматериалов паромами обходилась дорого и занимала много времени. На острове вырос кампус Дальневосточного федерального университета, где с 2012 года проводятся саммиты и форумы Восточного экономического форума.
Бухта «Новик» на этом фото видна в левом верхнем углу. Ржавые корабли портили пейзаж такого красивого места.
В рамках подготовки к Саммиту АТЭС в 2012 году было решено очистить бухту, поскольку она находилась очень близко к объектам форума. Зимой 2009 года начались работы - срезались все выступающие над водой металлические конструкции, и утилизировались. С берега теперь можно было увидеть морскую гладь, но с высоты каркасы кораблей были отчетливо видны. Вот этот снимок сделан в 2018 году:
В 2021 году была принята государственная программа «Генеральная уборка». Главная цель проекта решение многолетней проблемы ликвидации экологически опасных объектов на всей территории нашей страны. Ответственность возложена на Минприроды. Программа предусматривает и очиску от брошенных кораблей, На территории ДВФО выявлено 250 затонувших судов. Их намечено извлечь и утилизировать к 2025 году, программа успешно реализуется. На конец 2023 года утилизировано 130 судов, из них 14 - в Приморском крае.
Вот как это происходит в бухте Труда. Ржавые корпуса вытаскивают из воды, разрезают и отправляют на переплавку.
Из воды достали даже деревянный остов. Когда его здесь затопили?
Еще больше фотографий с извлеченных из воды кораблей можно посмотреть
здесь. В бухту Труда сейчас возят туристов, здесь хорошая рыбалка и место для прогулок на САПах. Но многие каркасы судов еще находятся под водой, в программе экскурсий так и
пишут: «Посещение кладбища кораблей». А зимой здесь проводят велоралли, на мероприятие собирается до 500 человек.
Признаться, я удивилась, что в момент военных действий в России продолжаются работы, намеченные до 2022 года. Ведь и утилизация хлама, накопившегося в стране со времен СССР, а может и еще в дореволюционный период явно не первоочередная на сегодняшний день задача, но работы не свернули.