Тридцать лет назад мы решили завести дачу. Ездили к знакомым в их садоводческие товарищества, смотрели как это все устроено. У всех у них были проблемы с воровством имущества и урожая, дорогами и электроснабжением. Напомню, что это были «святые девяностые». Тогда мы решили купить дом в Артеме. Это решало многие проблемы: хорошие дороги, за которыми следит городская власть, а не СНТ, нет проблем с энергоснабжением, водой и магазинами, да и муж мой родился в этом городе, его родители жили здесь. Недорогие дома были либо на дальних окраинах города, либо в поселках около шахт, т.к. Артем в те годы был шахтерским городом. Мы выбрали дом, от которого можно пешком добраться до станции и до автовокзала.
Тогда шахта еще работала, мы там даже года три покупали уголь, причем, дешевле отпускной цены. Всем шахтерам был положен бесплатный уголь, на него выдавали талоны, которые почему-то назывались «марки». Некоторым шахтерам уголь был не нужен, и они эти марки продавали в два раза дешевле отпускной цены. Около шахты было много бараков, причем таких убогих. Я таких не видела в других городах.
В этих бараках было много «квартирок» - их столько, сколько труб на крыше. Считалось, наверное, что шахтеры должны работать под землей, а потом отлеживаться у печки до новой смены. Вот такие бараки и были в начале нашей улицы. Те шахтеры, что хотели иметь свой дом, брали у города участок. Эти участки давали подальше от шахт. Вероятно считалось, что частники должны дольше идти на работу, потому что «нечего отделяться от коллектива».
Еще в СССР начались забастовки шахтеров, я уже не помню что они требовали когда сидели около Кремля и стучали касками. В Англии примерно в это же время начали закрывать шахты. Наша страна решила взять пример с «передовой Европы». Чтобы шахтерские города не вымерли, была принята государственная программа развития бывших шахтерских городов, по ней выделялись огромные деньги из федерального бюджета. Для нашего города эта субсидия составляла треть бюджета города. На территориях бывших шахт созданы новые производства, все бывшие работники шахт, проживающие в ветхом жилье, были поставлены на учет, им даны гарантийные письма о предоставлении бесплатного благоустроенного жилья.
Люди, получив гарантии, из бараков разбежались. Они ожидали обещанных квартир либо в съемных квартирах, либо в построенных домах, которые они оформили не на то лицо, что записано в гарантийном письме. Бараки опустели, их отключили от энергоснабжения. В бараках поселились бомжи. В несколько квартирок они собрали утварь из всех бараков и организовали какой-то быт. Около бараков было много сараев, их разбирали на дрова. Мы каждый день проезжали мимо бараков, видели что там копошатся люди. Ночью в окнах горели свечи, а из труб шел дым.
В 2005 году мы возвращались домой, повернули на свою улицу, а она оцеплена милицией. Каких только машин там не было: «милиция», «следственный комитет», «скорая помощь» и еще куча без надписей. Нас остановили, проверили документы и опросили. Оказалось, что в бараке обнаружили 6 трупов. Все они были зарезаны. Среди жертв было двое детей, они учились в интернате и на выходные их отпускали к бабушке. Руководство интерната тогда наказали за то, что не проверили где живет бабушка.
Примерно неделю милиционеры сидели в засаде за сараями, наверное ждали что преступник явится на место преступления. Мы им воду привозили, бутерброды иногда. Потом пост был снят. Город погудел еще несколько недель, да и все забылось. А вчера читаю вот такую
информацию: «Завершено расследование массового убийства 15-летней давности. На скамье подсудимых оказались жители Артема - мужчина и женщина, которые убили шесть человек, и все это в результате ревности. Все случилось в далеком 2005 году в Артеме, в доме на улице Лескова».
Мужчина 29 лет со своей 22-летней подругой закупились алкоголем и отправились к знакомым в злополучный барак «оттянуться на выходных». Хорошо сидели, но вдруг девушке показалось, что «хозяйка дома» заигрывает с ее мужчиной. Ревнивица ударила хозяйку железным прутом и еще дважды пырнула ножом. Ее кавалер, желая скрыть преступление дамы сердца, решил убрать и свидетелей - пятерых человек, среди которых в тот вечер были двое спавших детей 12 и 10 лет. Вооружившись ножом и топором, он расправился со всеми, кто проживал в доме. Была ночь, гости решили уходить, но обнаружили, что хозяйка дома подает признаки жизни, они ее вытащили на улицу и там добили. На следующее утро кто-то увидел этот труп на улице и сообщил в милицию, ну а те нашли и остальные трупы в бараке.
«Преступление оставалось не раскрытым на протяжении более 15 лет, установить преступников правоохранительным органам удалось в 2021 году, в результате не прекращающейся оперативно-розыскной работы» - сообщил следственный комитет. Как они это сделали? Ведь в этот притон наверняка приходили разные люди для пьянок, а в теплое время года можно было получить и ночлег в свободных комнатах барака. Все, кто знал приходящих, были убиты.
Рядом с бараками жилых домов не было, ведь земельные участки для строительства домов давали примерно в квартале от бараков. Мы так вообще жили в трех кварталах, но каждый день ездили мимо этой клоаки минимум два раза. Однажды двое мужчин нас остановили и попросили бинт и йод, спросили есть ли у нас какая-то работа. Нам нужно было разобрать летнюю кухню, оставшуюся от прежних хозяев. Бомжи работали слаженно, все аккуратно сложили, спросили можно ли что-то забрать. Попросили работу оплатить продуктами, «потому что деньги пропьем». После этого мы, проезжая мимо, кивали этим бедолагам в знак приветствия. Имен мы не знали. Личности этих мужчин установить так и не удалось. Собственно, нас и опрашивали именно для этого.
Артем первым в Приморском крае завершил госпрограмму переселения из ветхого жилья. Построены два микрорайона. Бараки давно снесены, на их месте уже стоят двухэтажные коттеджи. На территории бывшей шахты расположилось предприятие Роснефти - хранилище керосина для международного аэропорта. В здании шахтоуправления - фирма по производству раздвижных ворот. Шахт на территории города больше нет, но на гербе города изображены вагонетки и День шахтера совместили с Днем города и празднуют широко.
И все же, как они нашли убийц? Ведь за эти годы раз пять сменились прокуроры, следователи.