История советского морского туризма началась в 1957 году, когда «Интурист» арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы и из Одессы в Ленинград. Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» - в ней судно выступало как «Михаил Светлов».
Из Владивостока был круиз «Зима-лето» с пересечением экватора и без захода в иностранные порты. И много круизов вокруг Японии, тоже без заходов в порты. Еще были круизы из Владивостока на Камчатку, с экскурсией на гейзеры. Путевку в круизы можно было приобрести в своем профкоме. Полная стоимость путевки на Тихоокеанский круиз лежала в пределах 520-670 рублей. Но членам профсоюза она доставалась за 120-140 рублей. Мой муж побывал в таком круизе, посмотрел камчатские гейзеры. В тот год у нас отпуска не совпали. На Камчатку ходил лайнер «Советский Союз». Муж в 1979 году попал чуть ли не на последний рейс этого лайнера. Построен лайнер был в 1921-23 годах в Гамбурге для для трансантлантических перевозок по маршруту Гамбург - Нью-Йорк. Корабль мог перевезти до 1800 пассажиров. Кстати, первое имя корабля - Albert Ballin. Корабль был назван в честь создателя компании HAPAG. Особенностью корабля стали цистерны, которые успокаивали качку. В 1935 году корабль переименовали в «Hansa». Властям Третьего Рейха не понравилось, что корабль назывался в честь еврея. Во время войны корабль выполнял эвакуационные функции. В марте 1945 года лайнер затонул подорвавшись на мине. После окончания войны, в 1949 году корабль подняли со дна и передали СССР по репарации. В Антверпене (Бельгия) был проведен ремонт, корабль получил новое имя «Советский Союз».
С 1957 по 1980 годы корабль курсировал по маршруту Владивосток - Камчатка. В 1980 году было решено судно списать. А как сдать на металлолом Советский Союз??? По решению КПСС судно переименовали в "Тобольск", продали в Гонконг, там его и разрезали в 1982 году. Четыре имени было у лайнера. Но было и пятое - неофициальное. Жители Владивостока называли «Советский Союз» Ниллаб Требла. Это прочтение в обратном порядке первого названия судна. Как бы подчеркивалось, что Советский Союз - не совсем советский.
Советский Союз
Маршрут круиза "Из зимы в лето"
Но были и круизы, недоступные инженерам, преподавателям и даже высококвалифицированным рабочим - передовикам производства. Это были круизы с заходом в иностранные порты. Из Владивостока можно было побывать в Бангкоке (Тайланд), Сиднее (Австралия) и некоторых портах Японии. Стоимость путевок в такие круизы была около 1000 рублей, но главным препятствием были не деньги, а допуск. Нужно было получить одобрение трудового коллектива, парткома и потом горкома партии. Я работала на режимном заводе, там ни один работник в загранкруизы не попадал, а работников на заводе было более 10 тыс. В институте помню только одного человека. Выделили одну путевку на 1.5 тысячный штат сотрудников, про студентов и речи не шло, а их тоже 9 тыс. Ну конечно же, разлагаться за рубеж поехал проректор.
Вот попался распорядок дня на круизном лайнере «Александр Пушкин»
Посмотрите как красиво «разлагались» участники круиза. «Урок английского языка с Наташей» ... в сауне. Ночной сеанс порнушки «о непростой судьбе молодежи»... А после возращения из круиза его участники должны были прочитать лекции в своих коллективах о трудной жизни угнетенных капитализмом граждан. Я слушала про Австралию.