Напала на интересную историю. В 1913 году Россия заказала в Англии 4 однотипных пассажирских теплохода: «Император Петр Великий», «Император Николай I», "Император Александр III", "Императрица Екатерина II". Все пароходы имели по 82 каюты класса «люкс», со спальней, залом, ванной, туалетом, красиво оформленные палубы, танцзал, помещения для игр. Всего на каждом пароходе можно было перевозить по 374 пассажира. Я расскажу про один пароход из императорской серии - «Император Петр Великий».
Пароход "Император Петр Великий"
В декабре 1913 пароход прибыл в порт приписки Одессу. Его планировали использовать для перевозки пассажиров на линии Одесса - Константинополь - Пирей - Смирна - Александрия. Но ни одного рейса судно не сделало. Началась Первая Мировая, в августе 1914 судно переоборудовали под госпиталь, нанесли на борта красные кресты, повесили соответствующие флаги. В 1918 году судно отбили немцы, потом у них его отбили белогвардейцы, они повесили андреевский флаг. Пока там в столицах большевики устанавливали свою власть, Русское Общество Пароходства и Торговли быстренько сдало пароход в аренду французам. При проходе судна неподалеку от Румынии его поразили торпедой, выпущенной из кайзеровской подводной лодки. Судно затонуло.
На глубине 28 метров близ берегов Румынии судно пролежало около 20 лет. В 1937 году судно подняли англичане по заказу СССР. Пароход отбуксировали в Одессу и поставили в ремонт, судно получило новое имя - «Петр Великий». В 1941 году почти готовое судно опять ушло под воду. Его затопили по стратегическим соображениям - для блокировки Одесского порта. После того, как Одесса была оккупирована, "Пётр Великий" в 1942 году был поднят немцами и в качестве военного трофея переведен в Румынию. Война закончилось, судно снова попало под юрисдикцию СССР, вернулось в Одессу и стояло там у стенки. В 1950 году СССР отправил судно на ремонт в ГДР, на судоверфи "VEB Warnow-Werft" в Варнемюнде было осуществлено восстановление судна, его снова переименовали. Пароход стал называться "Якутия", и в 1952 году вернулся в СССР.
Пароход !Якутия"
Судно отправилось на Дальний Восток, в порт приписки Владивосток. "Якутия" стала эксплуатироваться на пассажирской линии Владивосток - Корсаков, город на Юге Сахалина. Судно использовалось и для круизов вдоль Тихоокеанского побережья СССР. «Якутию» временно эксплуатировали на других экспрессных линиях, а также на ней перевозили репатриантов’‛ из Японии в Корейскую Народно-Демократическую Республику. В 1969 году судно перегнали в Находку и использовали как плавучую тюрьму для заключенных. В 1970 году «Якутия» была выведена из эксплуатации и переплавлена на металлолом. Думаю, что если бы люди знали что судно уже дважды тонуло, то в круизы бы на нем не отправлялись.
Дважды затопленный и дважды восстановленный пароход «Якутия» был лазаретом, подводным барьером, трофеем, пассажирским судном и тюрьмой. Дважды побывал на дне морском, трижды поменял имя. Вот так войны и революции меняют судьбы не только людей, но и пароходов.
’‛ Репатрианты - в 1958-60 годах КНДР начала агитационную кампанию по возвращению корейцев на историческую родину (аналогичную кампанию проводил Израиль), более 100 тысяч корейцев переселились из Японии в Корею.