А помните как в СССР китов ели? В магазинах лежали горы мякоти темно- бордового цвета. На ценнике написано: «Мясо кита, цена 50 коп./кг.» Домой мои родители это мясо не покупали, но в школьной столовой на обед часто были котлеты из китового мяса. Во времена студенчества мы часто брали на ужин пирожки с китовым мясом. На ценнике было написано: «Фарш: китовое мясо и баранина 1 : 1». Мы тогда шутили: один кит - один баран. Но пирожки были вкусные! Мой сын тоже застал котлеты из китового мяса. Им повара в детском садике готовили. Мясо похоже на говядину, немножко помягче. Недостаток - слабый запах рыбы заглушали лучком и чесночком. Когда у меня родился сын, начались эти проблемы с опрелостями, так свекровь где - то добыла спермацет. Судя по названию, многие считали, что это - китовая сперма, но оказалось, что это жир.
Китобойный промысел в Советском Союзе начался в 1932 году. В Ленинграде построили флотилию из базы «Алеут» и трех судов для отстреливания китов. Плавбаза - это завод ро разделке и переработке китового мяса. Первоначально плавбазу заказали в Норвегии, но те отказались принять заказ, т.к. опасались конкуренции. Пришлось на Ленинградской судоверфи переоборудовать сухогруз под плавбазу. В октябре 1932 года флотилия прошла через Панамский канал в Тихий океан и добыла первых китов. С тех пор, вплоть до 1979 года, несколько китобойных флотилий вносили посильный вклад в промышленность и экономику страны. Владивосток стал портом приписки «Алеута», Курильской флотилии, «Дальнего Востока» и, антарктической китобойной флотилии «Советская Россия». Крупнее наших флотилий не было ни в одной стране, и Советский Союз прочно укрепился в Мировом океане.
Плавбаза "Алеут"
Война приостановила развитие программы до добыче китов. Но сразу же после войны началась разработка собственных китобойных флотилий. В 1961 году на Николаевской судоверфи были построены две плавбазы: «Советская Россия» и «Советская Украина». Китовый промысел был многие годы серьезно востребован экономической и пищевой промышленностью СССР. Из жира делали взрывчатку, использовали его в мыловарении и других косметических продуктах. Перед советскими специалистами была поставлена конкретная задача - максимальное использование добычи. И утилизация китов достигала 99%. За борт уходил только кишечник. И то лишь потому, что не было мастеров, способных работать с материалом. На весь Советский союз был только один мастер кожевенного цеха - Котин, который мог делать хоть зонты, хоть перчатки из китового кишечника. Но этого было недостаточно для создания полноценной базы.
Китобойная база "Советская Россия" была технологически подготовлена к полной переработке. Собиралась даже кровь. В пищу в довоенное, военное и первые послевоенные годы шло все. И жир был, и мясо, как пищевое, так и техническое. Ведь СССР занимал одно из лидирующих мест в мире по производству пушнины. А всех зверьков кормили как раз китовым мясом.
Профессия китобоя была сложной и почетной. Для Владивостока и Дальнего Востока эпоха китового промысла создала рыбную промышленность. Китобои бережно относились к судам. Палуба была металлическая, чтобы ее не повредить стелили фальш - палубу из досок. Когда промысел заканчивался, эту деревянную палубу выбрасывали, а металлическую надраивали до блеска, китобои входили в порт Владивостока на покрашенных и выдраенных до блеска судах, в чистой ладненькой форме - красавчики! Китобои считались элитой среди рыбацких профессий. Их зарплаты были очень высокими, а привозили они из заграничных рейсов много недоступных в Союзе товаров. Семьи работников плавбазы вспоминали, как при возвращении «Советской России» прямо во дворах накрывались огромные праздничные столы, а после празднования начинался обмен дефицитом. Когда китобои приходили после девятимесячного рейса, об этом знал весь Владивосток. Все рестораны Владивостока и все таксисты минимум неделю обслуживали китобоев. По городу ходили мифы - дескать, моряки нанимают две машины такси, в одной едут сами, а в другой везут свою фуражку. Это у них считалось шиком - так подъезжать к ресторану.
Встреча китобоев во Владивостоке
Китобойная флотилия уходила на промысел на девять месяцев. Выдерживали, конечно, не все. Кадры тщательно подбирали - физически крепких, устойчивых во всех отношениях. Но и это не всегда помогало. Чем ближе к Антарктиде подходили, тем сильнее обострялись имеющиеся у людей болезни. И некоторых на транспорте обратно на берег отправляли. Китобои говорят - да, было тяжело, но это была работа.
Китобоев учили прямо на ходу. Парней, у которых не было навыков, отправляли к наставникам, старшим китобоям. Некоторые из них прежде работали на норвежских судах. По договору на иностранных судах русские не могли быть гарпунерами, только сами норвежцы или немцы. Наших это обижало, но они внимательно присматривались к работе иностранцев и на наших судах уже работали гарпунерами. Когда шла охота и была возможность, весь экипаж выходил на мостик и смотрел, как она проходит.
Зачем били китов? Знаменитый китобой и пират Дрейк убивал ради китового уса для корсетов. Убивали позже ради жира - норвежцы, например. СССР убивал для решения продовольственной проблемы в довоенные и военные годы, да и в голодные послевоенные. По статистике, с 1867 года, когда была изобретена гарпунная пушка, по 1990 год в мире было убито 2 484 000 китов, советские китобои от этого числа добыли примерно 40%. Вместе с российскими моряками на промысле были все: норвежцы, аргентинцы, японцы, немцы. Одновременно в Антарктике работало около 22 китобойных баз. Отчет по каждому добытому киту направлялся в Норвегию, в центр учета морских млекопитающих.
Запрету на промысел, который был введен Международной китобойной комиссией в 1979 году, Советский Союз подчинился беспрекословно. Китобойную флотилию расформировали, «Советскую Россию» хотели продать, но профсоюз моряков воспротивился: «Советская Россия не продается», она долго стояла у причала, пока не проржавела и ее отправили на металлолом. А суда - китобои были переоборудованы под рыбодобывающие. Некоторых капитанов тоже перепрофилировали. Сейчас они, посмеиваясь, вспоминают, как с позором вернулись из первого «рыбного» рейса. Многие, проработав всю жизнь в китовой флотилии, не имели представления о неводах и тралах.
Со временем жизнь вошла в другую колею, популяция китов, по данным исследователей, к сегодняшнему дню полностью восстановилась до безопасного уровня. Однако память о героях-китобоях жива во Владивостоке до сих пор. В нашей стране сейчас разрешено добывать китов в Беринговом море коренным народам Чукотки, т.к. это их единственная пища, установлена квота 140 китов в год. Норвежцы тоже выбили себе квоту и строго ее придерживаются. Сейчас только Норвегия продает на экспорт китовое мясо. Есть еще хитро... глазые японцы. Они бьют китов и говорят что это - в научных целях, но пор их добычу никто не может проконтролировать. Япония же и экспортирует китовое мясо из Норвегии.
Консервы с Чукотки
Консервы из китового мяса в Японии