1 января 1961 года в Советском Союзе была запущена денежная реформа, выражавшаяся в деноминации и введении в оборот монет и банкнот, которым было суждено стать наиболее долговечными за всю историю СССР. В народе говорили, что Хрущева возмутил факт, что копейка ничего не стоит, и он произнес: «Я вас научу копейку поднимать!»
Рубль образца 1947 года размерами 8.2 см х 12.4 см.
На такую простую монетку заменили красивый рубль
Конечно же, не размеры купюр и повышение стоимости мелочи волновали правительство - необходимо было уменьшить количество наличных денег на руках у населения и приучить народ лишние деньги хранить в Сбербанке. Деньги, находившиеся на счетах в Сбербанке, переоценивались по льготному курсу. Вклады до 3 тыс. рублей переоценивались 1 к 1. От 3 тыс. рублей действовали курсы 3 к 2 и 2 к 1. Власти объяснили данный шаг борьбой со спекулянтами, накопившими за время войны значительные суммы наличностью, а также необходимостью всему населению страны «принести жертву» с целью решения общих экономических проблем.
Монетки достоинством 1, 3 и 5 копеек не деноминировались, поэтому их счастливые обладатели стали богаче в 10 раз! У многих моих одноклассников были копилки, в которых кроме мелких монеток ничего не было. Уроки выгодного вложения капитала мы получили в первом классе. После бурной политической жизни нашего первого «а» и окончательно победившими 10 копейками, которые вечно куда-то терялись в наших карманах и пеналах, грянула новая, не менее глобальная новость: «В космос полетел ЧЕЛОВЕК! Зовут его Юрий Гагарин». В этот день отменили последние уроки, нас построили на торжественную линейку (это с выносом знамени школы под горн и барабан). Объяснили что теперь, когда наша страна устремилась к звездам, мы должны лучше учиться. А еще собирать макулатуру и металлолом, т.к. стране нужно больше сырья. Ну и ученых, конечно.
На стене в нашем классе появилась фанерка, которую мой папа выпилил в виде ракеты и раскрасил краской, что мама купила для ремонта кухни. Папа Эли Сулимовской всех нас сфотографировал. В окошки ракеты наша учительница каждую неделю вставляла «передовиков». Критерий у нее был один - средний балл за неделю. Учитывалась и оценка по поведению.
Было три иллюминатора, и три первых места. Мы приходили домой в субботу и хвастались родителям: «Я в ракете, в первом или втором, или третьем окошке». Прошлым летом мы встречались с одноклассниками. Неожиданно выяснили, что все мы, кто регулярно приходит на встречи - «ракетчики», т.е. побывали в ее окошках. Портрет Гагарина висел в школьном актовом зале. Лет через пять он куда-то делся. Наверное потому, что Хрущев и последующие правители не отметили этот день как праздничный, и даже ни как памятную дату, а без Указов из Кремля нам не очень празднуется. Лишь в 1995 году Указом Горбачева этот день был назван памятной датой. Вероятно, стало неловко от того, что весь мир отмечает день первого полета человека в космос, а мы молча курим в сторонке. В 2011 году Генеральная Ассамблея ООН к 50-летию покорения космического пространства провозгласила всемирный праздник Международный день полета человека в космос.
Я своими глазами видела ликование людей, их единение и гордость за свою страну. По крайней мере, до Первого мая это событие было главной темой разговоров. Тогда верилось, что дальше жизнь пойдет весело и стремительно.
Рогозин! Прекращай руководить Роскосмосом, ведь ты - журналист. Журналистов учат сказочки рассказывать, а не ракеты и космодромы строить.