Вероятно есть много ограничений, связанных с обеспечением секретности, которые препятствуют оглашению информации о результатах достигнутых минированием, и мы, конечно, согласны с неизбежной задержкой в публикации достигнутых результатов. Однако, для экипажей, выполняющих эту, внешне непродуктивную, задачу было бы огромным стимулом если бы мы смогли предоставить им больше информации о результатах их усилий, конечно же в форме, которая ни в коей степени не угрожала бы разглашением секретных сведений. Я могу говорить об этом с полной уверенностью поскольку, когда я командовал группой в Бомбардировочном Командовании, чьей основной зоной минирования являлась Балтика, та скудная информация, которой я мог делиться с экипажами о результатах их работы, всегда создавала у меня впечатление, что минирование с воздуха приносит сомнительную пользу по сравнению с усилиями, которые на него затрачиваются.
Заместитель начальника штаба Королевских ВВС по оперативным вопросам вице-маршал авиации А. У. Коритон в письме заместителю начальника штаба Королевского Флота по операциям в метрополии контр-адмиралу Э. Дж. П. Брайнду, 29 февраля 1944.
Не смотря на то, что работы над созданием авиационной донной мины с неконтактным взрывателем были начаты в Великобритании еще в мае 1936 года, заказ на изготовление первой опытной партии из 30 мин был размещен только летом 1939-го. С началом новой европейской войны события ускорились. Осенью 1939 г были проведены первые испытания по сбрасыванию мин с самолета, тогда же была заказана промышленная партия из 980 мин, получивших официальное обозначение мина A Mark I. Первые 80 мин по этому заказу должны были быть готовы к концу февраля 1940 г, а остальные изготовлены до конца ноября с темпом 100 штук в месяц. Уже весной 1940 г объем производства удалось увеличить вдвое, до 200 штук в месяц, а к декабрю 1942 г месячный выпуск авиационных донных мин всех типов достиг 2500 штук.
Для достижения наибольшего эффекта на вражеское судоходство, боевое применение донных мин было решено начать серией широкомасштабных постановок, выполненных за короткий промежуток времени. Эта операция, в ходе которой предполагалось выставить 200 мин была запланирована на период полнолуния с 18 по 25 апреля 1940-го. Однако немецкое вторжение в Данию и Норвегию заставило поменять планы, и первая минная постановка была произведена в ночь с 13 на 14 апреля. Вечером 13 апреля на минирование Датских проливов было отправлено 15 Хемпденов из 44-й, 49-й, 50-й, 61-й и 144-й эскадрилий Бомбардировочного Командования. Один бомбардировщик вернулся не долетев до цели из-за отказа двигателя, другой также вернулся с миной, не сумев в темноте определить точное место постановки, еще один самолет пропал без вести. Остальные 12 успешно выставили мины в заданных районах. Начало было положено.
Подвеска мин типа A Mk I-IV на тяжелый бомбардировщик Stirling I, EF353 из 218-й эскадрильи 3-й Группы Бомбардировочного Командования, аэродром Dawnham Market, весна 1943. Несмотря на то, что Стирлинг оказался не очень удачным бомбардировщиком, самолеты этого типа занимают первое место в Бомбардировочном Командовании по общему количеству мин, выставленных за период ВМВ. (с) RAF Museum
Первоначально предполагалось, что все минные постановки в Королевских ВВС будут выполняться силами Берегового Командования. Однако задержки с перевооружением торпедоносных эскадрилий, которые должны были стать основными носителями мин, уже в январе 1940-го привели к мысли о необходимости привлечь к минным постановкам самолеты Бомбардировочного Командования. В итоге, план первой операции предусматривал участие к ней шести эскадрилий Хемпденов Бомбардировочного Командования и одной-единственной боеготовой на тот момент эскадрильи Бофортов Берегового Командования. При этом вся ответственность за организацию и осуществление минных постановок сохранялась за Береговым Командованием. В дальнейшем, по мере расширения участия Бомбардировочного Командования в минных постановках, распределение ответственности между командованиями несколько раз пересматривалось, а в марте 1942-го было решено всю ответственность за минные постановки в водах метрополии передать Бомбардировочному Командованию.
Минные постановки Берегового Командования
Период
Вылеты
Поставлено мин
Потеряно с-тов
Уровень потерь
Поставлено мин
на 1 вылет
на 1 потерю
апр-дек 1940
478
412
9
1,88%
0,9
45,8
1941
476
350
18
3,78%
0,7
19,4
1942
164
147
7
4,27%
0,9
21,0
1943
40
27
4
10,00%
0,7
6,8
Итого
1 158
936
38
3,28%
0,8
24,6
В этой и последующих таблицах в графу “Потеряно самолетов” включены все потери, понесенные при выполнении боевых вылетов, включая невернувшиеся самолеты, разбитые в авариях и катастрофах, совершившие посадки на территории нейтральных стран, а также списанные после возвращения из вылета ввиду нецелесообразности ремонта. В графе “Уровень потерь” указано отношение количества потерянных самолетов к количеству боевых вылетов.
Минные постановки Бомбардировочного Командования
Период
Вылеты
Поставлено мин
Потеряно с-тов
Уровень потерь
Поставлено мин
на 1 вылет
на 1 потерю
апр-дек 1940
1 092
762
39
3,57%
0,7
19,5
1941
1 250
1 055
42
3,36%
0,8
25,1
1942
4 743
9 574
166
3,50%
2,0
57,7
1943
5 301
13 774
153
2,89%
2,6
90,0
1944
5 274
17 500
93
1,76%
3,3
188,2
янв-апр 1945
1 007
4582
23
2,28%
4,6
199,2
Итого
18 667
47247
516
2,76%
2,5
91,6
Не учтены 43 вылета на постановку мин, выполненные в мае 1945, в ходе которых мины не ставились - задание было отменено в связи со скорым окончанием войны.
В Береговом Командовании основными самолетами-носителями мин были торпедоносцы Бофорт, а также Суордфиши эскадрилий Авиации Флота на временной основе передававшихся в распоряжение Командования. В Бомбардировочном Командовании поначалу мины можно было подвесить только на Хемпдены. В дальнейшем возможность несения мин получили почти все основные типы бомбардировщиков, применявшихся Командованием. При этом Ланкастеры и Стирлинги, в зависимости требуемой дальности полета, могли нести до 6-и мин, Галифаксы и Манчестеры - до 4-х (до февраля 1944-го на Галифакс можно было подвесить не более 2-х мин A Mk I-IV, калибра 1500 фунтов или 4 мины A Mk V, калибра 1000 футов, но после доработки бомбодержателей в них стало помещаться до 4-х 1500 фунтовых мин), Веллингтоны - до 2-х.
Распределение минных постановок Бомбардировочного Командования по типам самолетов, 1940-1945 гг.
Тип самолета
Вылеты
Поставлено мин
Потеряно с-тов
Уровень потерь
Поставлено мин
на 1 вылет
на 1 потерю
Hampden
3 261
2 390
115
3,53%
0,73
21
Manchester
221
598
11
4,98%
2,71
54
Wellington
4 683
7 598
122
2,60%
1,62
62
Stirling
3 801
13 845
110
2,89%
3,64
126
Halifax
3 716
9 572
59
1,59%
2,58
162
Lancaster
2 911
13 145
97
3,33%
4,52
136
Mosquito
113
99
2
1,77%
0,88
50
Далее мы оценим эффективность авиационных минных заграждений в нанесении ущерба вражескому судоходству в сравнении с действиями ударных самолетов по кораблям и судам море. Предметом нашего анализа будут действия Королевских ВВС с территории метрополии против судоходства и флота противника в северо-восточной Атлантике, Северном и Балтийском морях, Бискайском заливе. При сравнении мы будем учитывать только прямой урон, нанесенный противнику, выраженный в количестве и тоннаже потопленных и поврежденных кораблей и судов. Косвенный ущерб, понесенный противником в результате изменения режима судоходства, необходимости выделения сил и средств на организацию ПВО и ПМО и т.п. нашим анализом не учитывается.
Поскольку предмет нашего исследования является достаточно обширным, у меня нет уверенности в полноте и достоверности всех использованных данных. Поэтому цифры в приведенных ниже таблицах не являются окончательными и, по мере получения новых данных будут корректироваться. Тем не менее их и сейчас можно считать достаточно близкими к реальности.
Корабли и суда потопленные и поврежденные на минах, выставленных самолетами Королевских ВВС
Период
Потоплено
Повреждено
Кол-во мин на одно
Тоннаж на 1 мину
Кол-во
Тоннаж
Кол-во
Тоннаж
потопл.
поражен.
потопл.
поражен.
апр-дек 1940
86
82 983
10
17 070
13,7
12,2
70,7
85,2
1941
56
53 947
12
19 976
25,1
20,7
38,4
52,6
1942
187+2 ПЛ
197 605
32
145 625
51,4
44,0
20,3
35,3
1943
143+1 ПЛ
103 456
23+1 ПЛ
55 649
95,8
82,1
7,5
11,5
1944
201+7 ПЛ
120 036
80+6 ПЛ
141 205
84,1
59,5
6,9
14,9
1945
82+4 ПЛ
157 234
38+3 ПЛ
109 898
53,3
36,1
34,3
58,3
Итого
755+14 ПЛ
715 261
195+10 ПЛ
489 423
62,7
49,5
14,8
25,0
Кроме указанных в таблице, еще 2 пропавшие подводные лодки могли погибнуть на британских авиационных минах.
В этой и последующих таблицах:
1) в графе “Поврежденные” учтены только те корабли и суда, которые в результате полученных повреждений требовали вывода из эксплуатации для проведения ремонта.
2) количество пораженных кораблей и судов равно сумме потопленных и поврежденных.
3) в графе “Тоннаж” для торговых и вспомогательных судов приведен брутто-регистровый тоннаж, для боевых кораблей - ориентировочное стандартное водоизмещение. Водоизмещение подводных лодок не учтено. Во всех случаях тоннаж приведен таким, как он указан в перечнях потопленных и поврежденных кораблей и судов, составленных Британским Адмиралтейством. Несмотря на наличие очевидных неточностей исправления не делались. Задача этой графы - дать ориентировочное представление о размере пораженных целей.
Сравнивать эффективность минных постановок мы будем с результатами действий ударных самолетов Берегового Командования Королевских ВВС по уничтожению кораблей и судов противника. В приведенной ниже таблице к противокорабельным вылетам отнесены все вылеты самолетов Берегового Командования для ударов по вражеским кораблям и судам, разведывательно-ударные вылеты, вылеты на поиск и удары по судам-блокадопрорывателям, на противокорабельное и противокатерное патрулирование и т.п. Вполне очевидно, что круг задач, решаемый самолетами Берегового Командования в этих вылетах был несколько шире, чем только уничтожение вражеских кораблей и судов, и включал в себя, в том числе, защиту собственного судоходства, обеспечение действий своих надводных сил и т.п. Этот момент следует учитывать при анализе достигнутых ими результатов. Впрочем, в существенной мере это замечание справедливо и по отношению к минным постановкам - далеко не всегда выбор районов постановок определялся исходя из условия нанесения наибольшего ущерба вражескому судоходству. Так, например, широкомасштабные минные постановки на подходах к базам немецких подводных лодок в Бискайском заливе в 1943-1944-м производились для затруднения условий развертывания подводных лодок в интересах Битвы за Атлантику и принесли очень скромные результаты в отношении количества и тоннажа пораженных целей просто в силу низкой интенсивности судоходного траффика через загражденные районы.
Поскольку нас интересует эффективность собственно противокорабельных вылетов, приведенное в таблице количество потопленных и поврежденных кораблей и судов включает только те корабли и суда, которые были поражены самолетами Берегового Командования при выполнении вылетов этого назначения. Корабли и суда, пораженные самолетами, выполнявшими вылеты на противолодочное патрулирование и выполнение других задач, не относящихся к противокорабельным, не учтены.
При рассмотрении абсолютных цифр следует иметь ввиду, что Береговое Командование являлось хотя и основным, но не единственным инструментом Королевских ВВС для нанесения ударов по кораблям и судам в море. В первые годы войны к решению этой задачи активно привлекалось Бомбардировочное Командование, начиная с 1942-го эстафету подхватило Истребительное Командование, а затем и 2-е Тактические ВВС. Поэтому приведенные ниже цифры отражают только часть противокорабельных усилий Королевских ВВС.
Результаты противокорабельных вылетов Берегового Командования
Период
Вылеты
Атаки
Потеряно с-тов
Уровень потерь
Потоплено
Повреждено
Кол-во
Тоннаж
Кол-во
Тоннаж
апр-дек 1940
4 581
561
158
3,45%
6
5 561
14
47 662
1941
5 435
669
168
3,09%
28
51 965
20
84 367
1942
5 173
686
164
3,17%
26
55 424
20
82 112
1943
4 761
616
102
2,14%
30
84 100
5
27 118
1944
14 099
3 283
188
1,33%
161
180 318
38
126 695
1945
5 586
1 286
107
1,92%
100+5 ПЛ
129 342
36+1 ПЛ
144 937
Итого
39 635
7 101
887
2,24%
351+5 ПЛ
506 710
132+1 ПЛ
512 891
В число 100 кораблей и судов, потопленных в 1945 году включены 20 сверхмалых подводных лодок и 3 взрывающихся катера.
Эффективность по отношению к затраченным усилиям
Период
Кол-во вылетов на 1 потопленную цель
Кол-во вылетов на 1 пораженную цель
Мины
Удары
Коэф. эффективности
Мины
Удары
Коэф. эффективности
апр-дек 1940
18,3
763,5
41,8
16,4
229,1
14,0
1941
30,8
194,1
6,3
25,4
113,2
4,5
1942
26,0
199,0
7,7
22,2
112,5
5,1
1943
37,1
158,7
4,3
31,8
136,0
4,3
1944
25,4
87,6
3,5
17,9
70,8
3,9
1945
11,7
53,2
4,5
7,9
39,3
5,0
Итого
25,8
111,3
4,3
20,4
80,9
4,0
В этой и последующих таблицах “Коэффициент эффективности” показывает во сколько раз минные постановки оказались эффективнее противокорабельных действий Берегового Командования при сравнении по выбранному критерию.
Период
Кол-во потопленного тоннажа на 1 вылет
Кол-во пораженного тоннажа на 1 вылет
Мины
Удары
Коэф. эффективности
Мины
Удары
Коэф. эффективности
апр-дек 1940
52,9
1,2
43,5
63,7
11,6
5,5
1941
31,3
9,6
3,3
42,8
25,1
1,7
1942
40,3
10,7
3,8
69,9
26,6
2,6
1943
19,4
17,7
1,1
29,8
23,4
1,3
1944
22,8
12,8
1,8
49,5
21,8
2,3
1945
156,1
23,2
6,7
265,3
49,1
5,4
Итого
36,1
12,8
2,8
60,8
25,7
2,4
Эффективность по отношению к понесенным потерям
Период
Потеряно самолетов на 1 потопленную цель
Потеряно самолетов на 1 пораженную цель
Мины
Удары
Коэф. эффективности
Мины
Удары
Коэф. эффективности
апр-дек 1940
0,6
26,3
47,2
0,5
7,9
15,8
1941
1,1
6,0
5,6
0,9
3,5
4,0
1942
0,9
6,3
6,9
0,8
3,6
4,6
1943
1,1
3,4
3,1
0,9
2,9
3,1
1944
0,4
1,2
2,6
0,3
0,9
3,0
1945
0,3
1,0
3,8
0,2
0,8
4,2
Итого
0,7
2,5
3,5
0,6
1,8
3,2
Период
Кол-во потопленного тоннажа на 1 потерянный с-т
Кол-во пораженного тоннажа на 1 потерянный с-т
Мины
Удары
Коэф. эффективности
Мины
Удары
Коэф. эффективности
апр-дек 1940
1 729
35
49,1
2 084
337
6,2
1941
899
309
2,9
1 232
812
1,5
1942
1 142
338
3,4
1 984
839
2,4
1943
659
825
0,8
1 013
1 090
0,9
1944
1 291
959
1,3
2 809
1 633
1,7
1945
6 836
1 209
5,7
11 614
2 563
4,5
Итого
1 291
571
2,3
2 175
1 149
1,9