Оригинал взят у
credentes в
Жан Дювернуа. Религия катаров. Р. II.Историческая преемственность. Школы катарские и богомильскиеII.1.4. Школы катарские и школы богомильские
Сходство между списком доктринальных ошибок богомилов и списком заблуждений катаров в «умеренной» их форме, которых в Ломбардии называли собственно «Болгарской Церковью», является столь сильным, что проблему тождества можно назвать наполовину решенной, и остается только выяснить происхождение «абсолютного» дуализма.
По сути, мы владеем многочисленной информацией, которая только делает этот вопрос еще более запутанным. Мы имеем историческое доказательство существования дуалистического экуменизма во второй половине XII века: Собор в Сан-Фелис де Лаурагэ (Верхняя Гаронна) в 1167 году.
[1] Как мы видим, копировщик, переписывающий акты о разграничении катарских епископств на юге Франции, упоминает Папу (рара) как лицо, прибывшее из-за моря, чтобы председательствовать на Соборе. А итальянские источники информируют нас, что это был епископ еретиков из Константинополя
[2] Во Франции (а может быть в Западной Европе) было в то время два епископа: епископ Франции и епископ Альби. Кроме них были Церкви, руководимые людьми не в сане епископа: это были Церкви Тулузы (которая и пригласила Никиту), Ломбардии, Каркассона и Ажена. Никита уделил всем им consolamentum. Не имеющие епископа Церкви выбрали его, а Никита подтвердил их достоинство специальным consolamentum.
Потом он рекомендовал новоорганизованным Церквям определить географические границы, что они и сделали, взяв границы распределения католических епархий - по крайней мере, в Лангедоке. Также было выделено епископство Каркассона из существующей ранее Церкви Альби, о чем последняя должна была выразить согласие. Тем более, что оно охватило католический приход Нарбонны.
Организовав все это, Никита провозгласил, что подобно тому, как было разграничено семь Церквей Азии (из Апокалипсиса), так разграничено Церкви Ромении
[3], Драговицы (Дрогометии)
[4], Милингии
[5], Болгарии
[6] и Далмации
[7]. И эти Церкви «живут в мире между собой. Ни одна из них не противостоит другой».
[8] Этому последнему утверждению противоречат достоверные источники, в основном итальянского происхождения, которые показывают нам три лица катаризма и две различных генеалогии.
[1] Первый раз упоминается Besse, Histoire des ducs, marquis et comtes de Narbonne, Paris, 1660, pp.683 и далее с последующим подтверждением: «Хартия Никвинты, антипапы альбигойских еретиков, содержащая посвящение епископов его секты, которое он совершил в Лангедоке, переданное мне покойным М.Казнёвом, пребендием кафедры церкви Сен-Этьен в Тулузе в году 1652.» След этого персонажа, умершего 31 октября 1652 года, был обнаружен П.А.Донденом, который опубликовал последнее издание текста с критическими замечаниями (Les Actes du concile albigeois de Saint-Felix de Caraman в Miscellanea Giovanni Mercati V, Studi e Testi, 125, Cite du Vatican, 1946, pp.324-355. В этом издании содержатся ссылки на печатную традицию текста.
Тезис, согласно которому эти Акты являются фальшивкой XVII века, поддерживается L.de Lacger, L’Albigeois pendant la crise de l’Albigeisme, в Revue d’histoire ecclesiastique, t.XXIX, 1933, p.314-315, аргументы которого были использованы Y.Dossat, Remarques sur un pretendu eveque du Val d’Aran, в Bulletin philologique et historique du Comite des travaux historiques et scientiques (1955-1956, Paris 1957, pp.339-347 и A propos du concile de Saint-Felix: les Millingues, в Cahiers de Fanjeaux N3, Toulouse 1968, pp.201-214.
Опровергаемый Донденом в работаъ Лагера и нами в работах Доссата (Les Actes de Saint-Felix sont-ils faux?, в Cahiers d’Etudes cathares, II s, N40, Arques, 1969, этот тезис не выдержал исключительной критики Robert I. Moore, Nicetas, emissaire de Dragovitch, a-t-il traverse les Alpes? в Annales du Midi, Toulouse, 1973, pp. 85-90. См. по поводу последнего Sanjek, Le rassemblement heretique de St-Felix de Caramen…, Revue d’Histoire ecclesiastique, t. 68, 1972, pp. 767-799Ё который вновь приводит текст H-C. Puech (Catharisme medieval et bogomilisme в Oriente ed occidente nel medio evo, Accademia Nazionale dei Lincei, Atti dei convegni 12, Rome, 1957, p.66 написал, что П.А.Донден «определенно установил аутентичность».
Что касается даты, то Донден, предложив объединить дату in cipit, 1167 с днем, указанным в колафоне (понедельник, 14 августа), предложил датировать Хартию 1172 годом, что не представляется целесообразным. Мы предпочитаем связать календарь с данными транскрипции, и исправить 1232 год на 1223. Таким образом, Собор должен был состояться в мае 1167 года, а копия Хартии была сделана в понедельник 14 августа 1223 года..
Исправление Aranensis на Agenensis представляется очевидным.
[2] См. supra. р 242.
[3] Константинополь и его территории по обеим берегам Босфора, Византийская империя греков (ромеев).
[4] Епископство, расположенное к западу от Салоник, о котором упоминается на Соборе в Константинополе 879 года, престолом которого было Агиои Апостолои (R.Janin, Dictionnaire d’Histoire et de Geographie ecclesiastique, Paris 1960, v. Dragobitia). Клемент Охридский имел там престол с 893-894 года (P.Gautier, Clement d’Ochrid, eveque de Dragvista, в Revue des Etudes byzantines, t.22, 1964, pp. 199-214; P. Karlin-Hayter, Clementd’Ochrid, eveque de Dragvista в Revue des Etudes byzantines, t. 22,(1964), pp. 199-214; - P. Karlin-Hayter, Clement d'Ochrid, la guerre bulgare de Leon et la prise de Thessalonique en 904, dans Byzannon, t. 35 (1965, pp. 606-611). О византийской традиции слова см. D. Anguelov, Der Bogomilismus, op. cit., p. , n. 15, t. II, p. 29, n. 101) ; Drogotz соединились с валахами в борьбе против Бонифация Монферратского, принца Салоник, в 1205 году (Raimbaut de Vaqueiras, изд. J. Linskitl, The poems of the troubadour Raimbaut de Vaqueiras, Paris-La Haye 1964, pp. 244, 250).
Славянский народ Драговицы оставил множество этнических топонимов в Восточной Европе, но следует помнить, что Драговица была Церковью, и при этом Болгарской Церковью.
[5] Территории на Пеллопонесе в долинах Тайгет, населенные славянской народностью мелингов (или милингов) Cм. Chronique anonyme de Moree, изд. Buchon, Paris 1860, pp. 73, 74, 106, 107; - A. Bon, Le Peloponnese byzantin jusqu'en 1204, Paris 1951, pp. 53-62, 68-70, 102, 163 ; - A.-L. Vlasto, The Entry of the Slavs into Christendom,Cambridge 1970, p. 12.. К тому же следует предпочитать точные указания топонимическим гипотезам, особенно касательно Мельника.
[6] Которая простиралась от Западной Македонии (Охрида) до Черного моря. Сравн. цитируемый выше отрывок Гильельма из Тира, p.310, n. 79.
[7] Адриатические порты, к которым хотелось бы добавить Хорватию и Боснию, однако у нас нет достаточной информации о существовании там ереси перед концом века.
[8] Изд. Dondaine, op. cit., pp. 326-327.