Комсомол Новомосковского филиала МХТИ им. Д.И. Менделеева

Apr 23, 2019 18:49


КОМСОМОЛ ФИЛИАЛА: СТАНОВЛЕНИЕ (1960-1965). Часть 1-я





Становление Новомосковского (Сталиногорского) филиала МХТИ им. Д.И. Менделеева (ныне Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева) тесно связано с решениями Майского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС направленными на ускорение  развития химической промышленности.  Решения Пленума ЦК КПСС легли в основу широкомасштабной программы химизации народного хозяйства СССР. Пленум одобрил инициативу комсомола, объявившего шефство над строительством предприятий химической промышленности и направившего на эти стройки новые отряды молодых энтузиастов. Партийный форум потребовал значительного улучшения дела подготовки специалистов и рабочих кадров для химической промышленности, химическому машиностроению и средствам автоматизации.


В рамках реализации решений Пленума партии приказом министра высшего образования В.П. Елютина от 22 июня 1958 г. на Сталиногорском химкомбинате началась организация вечернего факультета Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева с контингентом 200 человек.
Первый набор студентов факультета осенью 1959 г. составил 178 человек - рабочие и служащие химкомбината, фенольного завода и других предприятий, непосредственно связанных с химией.
С 1 января 1961 г. приказом министра высшего и среднего специального образования факультет реорганизуется в Сталиногорский (с ноября 1961 г. Новомосковский) филиал МХТИ им. Д.И. Менделеева.  Директором филиала в декабре 1960 г. был назначен доцент Эдуард Александрович Кириченко, сыгравший большую роль в становлении, организации работы и развитии учебного заведения.


Первое упоминание о комсомольцах, связанных с филиалом Менделеевского института, содержалось в отчетном докладе горкома комсомола  на XX городской конференции 12 декабря 1959 году. Рассказывая о работе одной из передовых смен химкомбината, которой было присвоено звание коммунистического труда,  первый секретарь Сталиногорского ГК ВЛКСМ В.С. Лазаренко отметил: «Коллектив смены повышает свой общеобразовательный и культурный уровень. Машинисты Тимошин, Гимпельсон, Пронин учатся в филиале Менделеевского института…».
Первое упоминание о комсомольской организации филиала МХТИ  можно найти в седьмом пункте постановления пленума Сталиногорского ГК ВЛКСМ от 6 июля 1960 г., где перечне окружных комсомольских организаций, в которых требовалось создание молодежных лекторских групп, упоминался «институт им. Менделеева».
Однако непосредственное решение о проведении первого организационного собрания первичной комсомольской организации филиала МХТИ могло быть принято  на заседании  бюро Сталиногорского ГК ВЛКСМ  только 1 сентября 1960 г. при рассмотрении вопроса «Утверждение графика отчетно-выборных собраний».
Протокол первого собрание комсомольцев филиала не сохранился, но мероприятие состоялось, вероятно, между 12 и 17 сентября.
Первым вожаком студенческого комсомола стал 23-х летний коммунист Виктор Михайлович Сухов. В ряды партии Виктор Сухов вступил во время прохождения действительной службы в армии.  22 сентября бюро Сталиногорского ГК ВЛКСМ, помимо других вопросов, рассмотрело вопрос «Утверждение  секретарей комсомольских организаций Сокольнической 8-летней школы № 2 и химико-технологического института».


В партийных документах филиала 1961-1964 гг. В. Сухов признавался секретарем комсомольской организации.  С другой стороны, в документах ГК ВЛКСМ за ним был закреплен статус студента, учащегося филиала МХТИ, а  не секретаря комсомольской организации. Связано это было с тем, что комсомольская организация филиала  в организационном отношении была прикреплена к комсомольской организации химкомбината. В статистических отчетах Новомосковского ГК ВЛКСМ в 1962-1963 гг.  комсомольская организация МХТИ как таковая отсутствует.
Первым студентом филиала принятым на учет Сталиногорским ГК ВЛКСМ стал Владимир Григорьевич Яицкий, прибывший в Сталиногорск из Щекинского района. В институте В. Яицкий стал большим энтузиастом спорта, организуя и принимая участие в спортивных соревнованиях. В этот же день 19 сентября, но немного позже, на учет встали студенты В.И. Сидоров и Г.И. Сплетухова.  До 30 сентября 1961 г. на учет в горкоме комсомола встали 19 студентов комсомольской организации филиала.
Через три месяца на 1 января 1961 г., по данным горкома комсомола, на учете состояло 57 членов ВЛКСМ, проходивших обучение в филиале МХТИ.
В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР» от 24 декабря 1958 г. подготовка специалистов в высших учебных заведениях проводилась на основе соединения обучения с общественно полезным трудом. Одну неделю студенты дневного отделения учились в институте, а другую неделю работали на химкомбинате или на фенольном заводе.
Партийное собрание филиала в декабре 1961 г.  в своем постановлении отметило, что подобная «организация связи с производством по текущей успеваемости и организации не дала еще нужного эффекта». Значительное количество студентов дневного и вечернего отделений или не работали, или работали не специальности отвечающей профилю подготовки инженера - строителями, секретарями-машинистками и пр.


В 1963 г. на химкомбинате были размещены 101 человек из четырех групп  I-II  курсов технологического факультета. В основном студенты работали аппаратчиками химических производств, машинистами и лаборантами по 4-5 разрядам. Отдельные студенты работали по 6 разряду.
Подобная система обучения просуществовала до 1964 года, а с ростом численности студенческой молодежи химические предприятия города не могли удовлетворить спрос на рабочие места.
Обязанности заместителя секретаря комсомольской организации выполняла студентка Л.А. Сухоручкина, принятая 17 мая 1961 г. в члены КПСС. Работа в комсомоле  для Л. Сухоручкиной являлось  партийным поручением.  В июне 1961 г. секретарь партийной организации П.А. Андреев назвал ее,  заместителя секретаря комитета ВЛКСМ института,   фактическим «руководителем комсомольской организации».
На XIII конференции комсомольской организации химкомбината 6 октября 1962 г. она была избрана членом комитета ВЛКСМ химкомбината. При распределении обязанностей между членами комитета 10 октября Л. Сухоручкина возглавила студенческий сектор.
За исключением участия студентов в комсомольских конференциях химкомбината  связи между комсомольскими организациями филиала и предприятия на протяжении 1962-1963 гг. практически отсутствовали.
В работе XIII конференции приняли участие 87 делегатов из числа студентов и сотрудников филиала. В прениях по основному докладу выступил В. Сухов. Выступающий сказал, что «комитет ВЛКСМ не держит связи с организацией института, не интересуется учебой студентов вечернего и заочного отделений. Прошло немного времени с начала учебного года, но студенты химкомбината сделали много пропусков занятий».


Однако выступление В. Сухова поддержки среди участников конференции не нашло, и в дальнейшем связи между комсомольскими организациями только ослабевали.
В работе XIV конференции 24 сентября 1963 г. участвовало 52 представителя вуза. По итогам работы последней конференции студенческий сектор как направление деятельности комитета ВЛКСМ химкомбината был упразднен, а представитель филиала не был включен в его состав.
Участие филиала в работе XV конференции в сентябре 1964 г. ограничилось избранием двух его представителей в президиум форума.
Комсомольская организация всегда находилась под внимательным, отеческим контролем старших товарищей - партийной организации. Если возникали провалы в работе, то из партийного комитета следовало доброжелательное, но строгое замечание.


Так, например на отчетно-выборном  собрании 14 июня 1961 г. секретарь партийной организации П.А. Андреев пожурил комсомольцев:  «Что касается комсомольской организации, то можно сказать, что живет наш комсомол очень тихо, по-стариковски. Нет огонька, задора, инициативы у наших комсомольских руководителей. Оправдание (частичное) есть этому - организация молодая, обстановка для них новая, работа по неделям и т.п. Студенты дневного отделения - наша опора. От них мы ждем хороших начинаний, активного участия в общественной жизни, в организации спортивно, культурно-массовой работы. Этого пока нет. Комсомолу видимо была нужна большая помощь со стороны партийной организации и лично от секретаря партийного бюро». Критике подверглась администрация филиала, которая не выделила помещения для комсомольской организации.
Л. Сухоручкина в оправдание сказала: «В группах мы организовали политинформации, но последнее время у нас были занятия до 5 часов [вечера], поэтому нам было некогда. К комсомольской организации мы просим прикрепить опытного коммуниста». От партийного бюро с  июня 1961 г. руководство общественными организациями было возложено на члена партбюро Н.А. Белинскую.
Спустя полгода можно было видеть положительные результаты работы и  27 декабря 1961 г. П.А. Андреев отметил, что уровень работы комсомола «значительно повысился».


Год за годом росла и крепла материальная база филиала, а вслед за ней росла численность обучающихся.
Если  1 июня 1961 г.  в филиале на дневном отделении обучались  50 студентов, то  набор  студентов на дневное отделение в 1962 г. составил 102 человека, из них 12 членов КПСС и 75 членов ВЛКСМ.
На 1 мая 1963 г. в филиале обучались 238 «дневников», а спустя год 1 мая 1964 г.  численность студентов дневного отделения выросла более чем в два раза - 485 человек.
В деятельности партийной и комсомольской организации в центре  внимания стояла проблема подготовки высококвалифицированных кадров, а следовательно задача успеваемости студентов. Открытое партийное собрание 27 января 1961 г.: постановило «наладить систематический контроль за текущей успеваемостью студентов» и «практиковать проведение групповых, курсовых и общеинститутских собраний студентов по вопросам учебных дел». Партийное собрание отметило, «что в деле налаживания учебного процесса необходимо самое активное участие» комсомольской организации.
Успеваемость в процентном отношении колебалась в пределах 80%. Так, например, по итогам учебного 1961-1962 года  на 3-х курсах технологического  факультета  из 183 студентов сессию сдали 156 человек, а успеваемость составила 85,4 процента. По дневному отделению на конец летней сессии 1963 г. успеваемость составила 79,8%, а два года спустя успеваемость на летней сессии 1965 г. составила 78,7%.
24 октября 1963 г. в отчетном докладе секретаря партийного бюро Е.И. Елисеевой указывалось, что комитет ВЛКСМ недостаточно занимается вопросами учебы.  В докладе отмечалось, что «комитет комсомола, профком не развернули борьбы с ʺтройкамиʺ, половина комсомольцев считают возможным удовлетворяться этой оценкой знаний». В качестве инструмента повышения успеваемости партийное бюро предложило организовать некое подобие социалистического соревнования, упомянув, что ранее предпринималась попытка организации движения  «за лучшую группу».


Однако лишь в сентябре 1964 г. удалось вплотную заняться организацией этого направления работы.  На партийном собрании 17 сентября 1964 г. в отчетном докладе отмечалось: «Два года назад в студенческом коллективе началось движение ʺЗа лучшую группуʺ. Партийное бюро поддержало это движение. В начале прошлого учебного года большинство академических групп включилось в это движение, были взяты соответствующие обязательства. Но комитет комсомола в этом направлении не вел повседневной  мобилизующей работы. Необходимо сейчас подвести итоги этого движения. У нас немало групп, которые имеют высокие показатели в учебе, дисциплине, общественной работе. Эти группы надо поощрять, их пример распространить среди всего коллектива».
После этой критики комитет комсомола взялся за организацию конкурса  конкурса-смотра «Чья группа лучше?». Партбюро в своем решении от 25 ноября  1964 г. поддержало инициативу комитета ВЛКСМ и обратилось к ректорату и профорганизации с просьбой о выделении средств для поощрения победителей конкурса.
В рамках конкурса проводились комсомольские рейды по посещаемости лекций и общежитию.  Первые итоги этого смотра были подведены в 1965 г., и лучшая группа была  премирована поездкой в Москву.
Внимание и партийное организации комитет комсомола уделяли  развитию научной работы среди студенчества. Открытого партийное собрание 27 января 1961 г. постановило: «Считать целесообразным организацию научных кружков среди студентов».
Выполняя эту задачу в 1962-1963 гг. были созданы 4 студенческих научных кружка, но недостаток научных кадров, научных руководителей, сложности в организации учебного процесса привели к тому, что в 1964 г.  в научных исследованиях принимали участие только 35 человек студентов.
В октябре 1964 г. было создано научное студенческое общество  - НСО. Его первым руководителем стала преподаватель А.И. Фаличева. В рамках НСО организационно были  оформлены 60 человек. Все кафедры института создали научные кружки, определена тематика студенческих научно-исследовательских работ. Тема работ соответствовала проблемным темам НИР кафедр».
Комсомол вуза под руководством партийной организации вел политико-воспитательную работу среди студентов. В решении открытого партийного собрания 27 января 1961 г. говорилось: «Усилить политико-воспитательную работу  в коллективе филиала, подчинив ее задаче подготовки высококвалифицированного специалиста» и «Партийному бюро, местному комитету и комитету ВЛКСМ более внимательно относиться к изучению студентами общественно политических дисциплин».
Формы и методы политико-воспитательной работы были разнообразными: выпуск стенных газет и радиогазеты, политические информации в группах, работа с кафедрами общественно-политических наук. Радиогазета готовилась силами комсомольцев, которые готовили выпуски новостей, озвучивая их во время перерывов между занятиями.
В октябре 1963 г. в докладе партиного бюро отмечалось: «Хороший коллектив в радиогазете. Теперь радиогазете нужно приобрести магнитофон, а редакция газеты должна увеличить свои выпуски и расширить свою корреспондентскую сеть…».
Осуществление повседневного контроля над их подготовкой  и проведением в апреле 1963 г. партийное бюро возложило на молодого коммуниста Валентина Леонова.


В 1962-1963 учебном году комсомольская организация института провела комсомольские собрания по вопросу «Товарищ, ты живешь в одном коллективе - уважай и дорожи честью его».
11 февраля 1965 г. бюро горкома комсомола рассмотрело вопрос «О работе комитета ВЛКСМ филиала МХТИ по подготовке к выборам в местные Советы депутатов трудящихся». Бюро отметило, что при проведении избирательной кампании к выборам в Новомосковский Совет депутатов трудящихся 14 марта 1965 г.  комсомольцами вуза была проделана большая работа. С 10 февраля на избирательных участках работали 5 агитбригад  в количестве 185 человек. Вместе с этим бюро предложило комитету ВЛКСМ в своей работе использовать разнообразные формы и методы проведения избирательной кампании: проводить вечера встреч с ветеранами партии, кандидатами в депутаты, подготовить силами художественной самодеятельности института 2-3 концерта, организовывать «звездные походы на лыжах с целью агитации за кандидатов» и т.д.
Одним из направлений, где происходила самореализация потенциала студенческого комсомола, была культурно-массовая работа.
В первом учебном году было проведено 7 вечеров отдыха. Не было еще плана их проведения, не утверждалась тематика вечеров.
24 октября 1961 г. ответственный за проведение этих вечеров на партийном собрании сотрудник филиала А.К. Калинкин жаловался: «Нет распорядка вечеров. Какие пластинки мне, как ответственному заводить для молодежи - не знаю».
На том же собрании о возникших препятствиях на пути развития культурно-массовой работы говорил В. Сухов: «Мы относимся к комсомольской организации химкомбината, но когда мы туда поехали просить дать нам рояль, то нам ответили: зачем Вам в институте самодеятельность? Нам слышать это очень странно. О вечерах. Первый вечер прошел комом, но дальше будет лучше… Есть такой товарищ Праслов, который будет на вечерах заниматься массовой работой».
Владимир Праслов, развивая это направление комсомольской работы, стал заметной фигурой не только в институте, но и в городе. В 1962-1963 гг.  он возглавил культурно-массовую комиссию Новомосковского горкома ВЛКСМ. Комиссия направляла работу культурно-массовых секторов комитетов ВЛКСМ, проводила городские молодежные вечера. По ее инициативе состоялись встречи: «Перекуем мечи на орала», «Что мы видели за границей», «Тебе - остров Свободы», «Под боевыми знаменами», «Учеба и труд рядом идут»», вечер отдыха рабочих Всесоюзной ударной комсомольской стройки и вечер, посвященный 44-й годовщине ВЛКСМ. Комиссия проверяла работу некоторых комитетов ВЛКСМ, заслушивала их на своих заседаниях, давала рекомендации о проведении массовых мероприятий: молодежных вечеров, диспутов, вечеров вопросов и ответов, теоретических и читательских конференций. К подготовке вечеров, устных журналов, конференций привлекались студенты,  передовики производства, комсомольские активисты. По инициативе комитета ВЛКСМ были проведены два тематических вечера: «Два мира - две юности», «Поль Робсон - певец мира». Весной 1963 г. студенты приняли активное участие в городском смотре художественной самодеятельности».



Студенты филиала в составе двух  агитбригад выезжали в близлежащие колхозы, где давали труженикам села концерты художественной самодеятельности. Раньше мы также ездили в села, но теперь мы чаще будем туда ездить. Как отмечал В. Сухов 18 марта 1964 г. на партийном собрании: «Наши концерты встречали очень хорошо».С 1962 г. в филиале работали кружки художественной самодеятельности: хоровой, сольного пения, эстрадных инструментов.


Однако после зимней сессии 1964 г. в культурно-массовой работе наступил небольшой спад. Совместно с партийной организацией комсомольский актив принял ряд энергичных мер по исправлению сложившейся ситуации. На партийном бюро 12 февраля  1964 г. было проанализировано состояние культурно-массовой работы в учебном заведении. В. Жилин, член комитета ВЛКСМ обрисовал ситуацию следующим образом: «Самодеятельности, как таковой в институте нет. Раньше было меньше студентов, и самодеятельность была. Сейчас студентов больше, а самодеятельности нет». В качестве причин  неблагополучного положения дел назвали загруженность студентов IV курса учебой, нежеланием первокурсников ходить на занятия хора из-за плохого руководителя, плохой работой комитета ВЛКСМ и отсутствием контроля с его стороны за развитием этого направления работы. Другой причиной стала специфика обучения первых лет в институте - неделя на занятиях и неделя на производстве.  Студент Илюшин сказал: «Я плохо ходил в хор. Ребят было мало. Разнобой в учебе и работе - один учатся, другие работают и хор распался».
Поступили предложения создать небольшой хор, певческие дуэты или трио, создать эстрадный оркестр, а вместо двух агитбригад создать одну, но хорошую агитбригаду. В. Праслов взял на себя поручение создать драматический коллектив, а В. Жилин хоровой коллектив.
Несмотря на такие недостатки в сентябре 1964 г. в докладе на партийном собрании комсомольская организация получила высокую оценку своей работы: «…в целом комсомольский коллектив у нас здоровый, энергичный».
Подобная высокая оценка стала результатом первых лет ее работы. Уже осенью 1961 г. комсомольская организация, стала заметной в городе. На XXI городскую комсомольскую конференцию, которая прошла 18 ноября 1961 г., было избрано пять делегатов от филиала: Т.В. Авдеева, П.А. Андреев - секретарь партбюро, М.А. Кудряшова, Р.В. Лупас и В.М. Сухов - секретарь комитета ВЛКСМ.
В отчетном докладе секретаря горкома комсомола В. Малинина комсомольская организация вуза не была упомянута ни разу, но  как свидетельство набиравшего силу ее авторитета стало избрание В.М. Сухова в президиум конференции, а по итогам ее  работы комсомольский вожак института был избран членом бюро и внештатным секретарем  Новомосковского ГК ВЛКСМ.
Previous post Next post
Up