Несмотря на бессонную ночь, проведённую в самолёте, две точки, посещённые в первой половине дня (надо сказать, что даже с навигатором я изрядно поплутал в районе хребта Оглахты), я всё же набрался сил и поехал к Саяно-Шушенской ГЭС, которая по многим параметрам самая самая у нас в стране. Крупнейшая по установленной мощности, самая высокая (к тому же особая арочно-гравитационная) плотина - 242 метра, вписана в узкую расщелину Саянского коридора таким образом, что значительная часть (до 40%) нагрузки передаётся на скалистые склоны, на которые опирается плотина. Ну и конечно же у всех в памяти самая крупная техногенная катастрофа из всех, что происходили с ГЭС, случилась именно тут 17 августа 2009 года, когда вода затопила все гидроагрегаты станции, разнесла машинный зал, и в итоге погибли 75 работников ГЭС. На восстановление после этого ушло более 5 лет.
На подъезде к ГЭС ландшафт стал просто стремительно меняться. Горы вырастали на глазах.
Очень скоро я увидел первое сооружение ГЭС - дополнительный береговой сброс воды. Это к слову самая недавняя постройка, полностью закончена в 2011 году, т.е. в то время, когда ещё шли восстановительные работы после катастрофы.
ГЭС у меня за спиной. А этой дорожкой можно подойти к плотине, но не вплотную конечно же.
Сперва по незнанию я ломанулся на другой берег, примерно туда, где стоит опора ЛЭП на горе. Там меня остановила охрана, и дальше не пустила. А мне очень хотелось прямо пощупать этот бетон. Но нельзя. "Раньше до аварии проще было", - доверительно поведал охранник, - "Сюда даже свадьбы приезжали пофотографироваться на память у плотины".
Умопомрачительное сооружение. Зубастая пасть в левой части плотины - основной эксплуатационный водосброс.
Рядом с автомобильной стоянкой - очень крутой памятник тем, кто строил и запускал ГЭС.
Чуть ниже по течению Енисей прямо волшебный. Кстати, Саяно-Шушенская ГЭС, вернее, плотина ГЭС разделяет реку на две части, не связанные между собой. То есть корабль, вышедший из Кызыла, ни в Абакан, ни в Красноярск попасть не сможет. Шлюзов нет, судоподъёмника (как на Красноярской ГЭС) тоже нет, хотя вроде бы хотят построить.
С вечерними сумерками пришёл туман. Нужно было собрать ещё немного сил, чтобы доехать до ночлега.