"Благодетели"

Jul 18, 2017 22:10



На прошлой неделе, если верить новостным лентам, Госдума упростила получение российского гражданства для "украинцев" и одобрила лишение гражданства за терроризм.

В действительности, речь идёт об одном и том же законопроекте № 156692-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (об уточнении оснований отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и о присяге лица, приобретающего гражданство Российской Федерации). И пока он лишь прошёл второе чтение.

Изначально законопроект имел другое название и касался только "лишения гражданства за терроризм". Инициаторами такой прогрессивной меры, призванной продемонстрировать адекватную реакцию российского политического класса на теракты в питерском метро, с трогательным единством выступили представители всех четырёх фракций. "Единую Россию", в числе других, олицетворили В. В. Володин, а также образцовый в своём кровавом цинизме "оратор" В. А. Васильев.

19 мая законопроект был принят Думой в первом чтении и отправлен на доработку в Комитет по госстроительству и законодательству.

Во время доработки в законопроект вносились дополнения. По этим дополнениям профильный Комитет ГД принял и 11 июля опубликовал следующие рекомендации:

- отклонить очередное предложение Затулина устранить ограничение границей РФ места рождения предков претендентов на статус носителя русского языка (НРЯ). В этот раз Затулин даже добавил формулировку, позволяющую Правительству РФ произвольно исключать ряд территорий из "допустимых" мест рождения. Не помогло.

- принять ряд других дополнений, среди которых внезапно оказались поправки "украинские". Речь идёт о вопросах приобретения гражданства РФ и получения вида на жительство в РФ (ВНЖ) лицами с постукраинского пространства. Главным новшеством является тот факт, что авторами поправок в обоих случаях назначены, в основном, представители "Единой России" (!):

[Список заявленных авторов ]Мельников И. И. (КПРФ),
Епифанова О. Н. (СР),
Васильев В. А. (ЕР),
Жириновский В. В. (ЛДПР),
Калашников Л. И. (КПРФ),
Крашенинников П. В. (ЕР),
Нилов Я. Е. (ЛДПР),
Поклонская Н. В. (ЕР),
Затулин К. Ф. (ЕР),
Бахарев К. М. (ЕР),
Фаррахов А. З (ЕР).

Вновь - трогательное единство.


12 июля законопроект был принят во втором чтении с внесёнными дополнениями. Теперь он существенно отличается от изначального. В нём можно выделить несколько смысловых блоков:

- присяга лица, вступающего в гражданство РФ (поправки в закон № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

- отказ от "украинского гражданства" в связи с получением гражданства РФ (поправка в закон № 62-ФЗ);

- "лишение гражданства" за терроризм и экстремизм (поправки в закон № 62-ФЗ);

- отказ от "украинского гражданства" в связи с получением ВНЖ (поправки в закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Не будем рассматривать присягу. Обратимся к трём другим группам поправок, предварительно сделав одну ремарку: все предлагаемые "украинские" поправки являются повторением уже вносившихся ранее законопроектов. И все они были отозваны, провалены или "подвешены" - не принят ни один.

Итак.

I. "Украинские" поправки, касающиеся получения а) гражданства РФ и б) ВНЖ "гражданами украины"

а) По вопросу гражданства предлагается внести изменения в статью 14 закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Коснётся лиц, обращающихся с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.

б) По вопросу ВНЖ ключевые изменения предлагается внести в статью 8 закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Коснётся лиц, обращающихся с заявлением о выдаче ВНЖ.

В обоих случаях случае для тех "граждан украины", которые а) признаны носителями русского языка (НРЯ) и б) чьи предки проживали в Российской Империи или СССР в пределах нынешней границы РФ, отказом от укрогражданства будет считаться направление в украинский "полномочный орган" заявления об отказе от "гражданства украины". То есть, для означенной группы лиц убирается необходимость подтверждения со стороны укров, что такой-то перестал быть "укрогражданином".

1. Перед нами - полная копия законопроекта № 758497-6 (относительно и гражданства, и ВНЖ) и урезанная копия законопроекта № 69201-7 Затулина-Поклонской (относительно ВНЖ). Первый из этих законопроектов был провален "Единой Россией" почти два года назад. Второй без какого-либо движения "находится на рассмотрении" с марта текущего года.

Подробный разбор обеих групп поправок уже делался уважаемой politnotes и мной в статьях 1, 2 и 3. Принятие разбираемых поправок (в отличие от предыдущих случаев, в этот раз их, видимо, примут) поможет крайне незначительному числу людей с бывшей украины.

Оба ограничения (НРЯ + подтверждённое постоянное проживание в границах РФ для предков) сужают круг «выгодоприобретателей» законопроекта до микроскопических размеров.

Про трудности с получением статуса НРЯ мной упоминалось неоднократно. Также становится понятным (я бы даже сказал - зловещим) и отклонение затулинских дополнений (см. выше), чтобы ни в коем случае не расширить круг потенциальных кандидатов на гражданство РФ.

2. Если говорить об обстоятельствах рассмотрения поправок, нелишним будет сравнить "мнения" одних и тех же структур об этих поправках в 2015-м году и сейчас.

Например, единоросс Д. Ф. Вяткин при обсуждении поправок два года назад рассказывал, почему их нельзя принимать, и вместе со всей "ЕР" поправки "зарубил". А сегодня тот же единоросс Д. Ф. Вяткин вместе со всей "ЕР" проголосовал за их принятие.

Или вот: два года назад Комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству, возглавляемый единороссом В. Н. Плигиным, вещал, что эти поправки могут привести к "несоблюдению конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод" (читать страшно!) и рекомендовал их отклонить. А сегодня тот же Комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству, возглавляемый единороссом же П. В. Крашенинниковым, не обнаружил в этих поправках ничего "дискриминационного" (странное дело!) и рекомендовал их принять.

В целом: два года назад "Единая Россия" была резко против этих поправок. А сегодня та же "Единая Россия" не только резко "ЗА", но и сама вносит их на рассмотрение.

Не смешно.

II. Теперь разберём ту часть законопроекта, которая касается "лишения гражданства за терроризм". На первый взгляд, она не имеет отношения к вопросу поддержки русских людей с бывшей украины.

Но только на первый.

Поправки "по лишению гражданства" должны быть внесены в ряд статей закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Данные поправки, по моему мнению, не просто находятся вне правового поля. Перед нами - работа самых настоящих фокусников, пытающихся выдать кролика из цилиндра за розового слона.

Предлагается отменять решение о наделении гражданством РФ, если человек "предоставил заведомо ложные сведения" в отношении обещания соблюдать Конституцию и законодательство РФ (п. б ч. 1 ст. 13 закона № 62-ФЗ). Очевидно, что такое "обвинение" абсурдно и недоказуемо в принципе. Здесь, на мой взгляд, был бы уместен оруэлловский термин мыслепреступление. Поэтому фокусники предлагают следующее: "предоставлением заведомо ложных сведений" нужно считать преступление (подготовку к нему или покушение на него), предусмотренное следующими статьями УК РФ:

[перечень статей]Статья 205. Террористический акт

Статья 205.1. Содействие террористической деятельности
Статья 205.2.2. Те же деяния [публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма], совершённые с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"
Статья 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности
Статья 205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем
Статья 205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации
Статья 206. Захват заложника
Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
Статья 211.4. Деяния [угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава], предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности
Статья 281. Диверсия
Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

Статья 282.3. Финансирование экстремистской деятельности
Статья 361. Акт международного терроризма
А также:
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
Статья 279. Вооружённый мятеж
Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой
В последних четырёх случаях - "если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности".

(выделение - моё, комментарий - далее).


Что можно отметить сразу:
а) нарушение статьи 6.3. Основного Закона:

Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

В действующей редакции закона 62-ФЗ отмена решения о наделении гражданством предусмотрена в случае предоставления ложных сведений или фальшивых документов. Например, если Иванов выдал себя за Петрова, тут всё понятно: получается, что а) гражданином "стал" совсем другой человек, при этом Иванов б) умышленно, деятельно и доказуемо дезинформировал миграционные власти РФ (предоставил фальшивые документы на имя Петрова).

Предлагаемые же поправки оперируют, как я уже указал, недоказуемым намерением. А, поскольку оно недоказуемо, то лёгким движением руки к нему приравнивают действия, совершённые после принесения обязательства соблюдать законодательство РФ. Кроме того, перед нами явное "наказание": совершил преступление из списка - вот тебе лишение "отмена решения о предоставлении" гражданства. Тогда как гражданин РФ за совершение преступления должен быть осуждён согласно УК РФ, а не лишён гражданства под любым названием. Наказания в виде лишения гражданства действующий Уголовный кодекс РФ не предусматривает.

Фокусники могут "обосновывать" - и "обосновывают" - эти поправки любой демагогией, от этого они не перестанут нарушать Конституцию РФ (замечу - их же собственную "Конституцию на крови"), а также УК РФ.

б) в рамках их же логики, раз уж речь идёт о признании задним числом нарушения обязательства соблюдать законодательство РФ, следует также лишать "отменять решения о предоставлении" гражданства всем, кто совершил любое преступление, а не только из отобранного фокусниками списка. Ибо любой преступник нарушает законодательство РФ, чего обязался не делать, а значит в прошлом он "дал заведомо ложные сведения".

Замечание, конечно, риторическое. Речь ведь не о логике.

Так для чего всё это: нарушение Конституции и УК РФ, "мыслепреступление" и, главное, причём тут "украинские поправки", добавленные к законопроекту? Понятно, что всерьёз рассматривать добрые намерения любого рода невозможно.

Выскажу предположение, что ключевыми здесь являются выделенные мной выше статьи УК, связанные с "экстремизмом". Расширяя для очень незначительного числа "граждан украины" возможность получить российское гражданство и ВНЖ, даже над ними власти РФ сразу подвешивают дамоклов меч: сидите тихо и не выступайте, а будете выступать - объявим вас экстремистами, лишим "отменим решение о предоставлении" гражданства и, после отсидки, депортируем в бандерштадт.

Сдержки и противовесы, любимая забава кремлюг.

III. Резюмирую.
Разбираемые "украинские" поправки, в случае их принятия, никак не затронут подавляющего большинства граждан ЛДНР, лиц из оккупированных частей ЛДНР и всей Новороссии, лиц с других территорий, контролируемых киевскими нацистами. Шумиха в СМИ тысячекратно превышает реальную значимость этих поправок. Но для эрефянского политикума даже подобная скудная помощь русским является совершенно нетипичной, тем более после трёх лет глухого молчания. С чего это вдруг "лёд тронулся"?

С ходу напрашивается две версии. Либо на незначительные «поблажки» для микроскопической части «граждан украины» в РФ (в СМИ озвучили «квоту» в 600 тысяч человек) получена санкция из Кремля, которому нужно чем-то ответить на законодательные афронты укрохунты и перспективу ужесточения въезда в украину для российских граждан вплоть до визового режима. Либо это очередное проявление аппаратных игр кремлёвских кланов, в рамках которых условная «группа Володина» пытается обеспечить себе рейтинг в глазах патриотической общественности и перехватить инициативу в резонансной теме, как Володин уже однажды её перехватил, предложив назначить президентские выборы на день присоединения Крыма 18 марта. Подтверждением этому служит и неожиданность, с которой «украинские» поправки спешно запихнули в не относящийся к этому вопросу законопроект, и соответствующее заявление Путина 14 июля, в котором он уже после рассмотрения поправок в Госдуме как бы поручает губернатору Белгородской области, тоже не имеющему прямого отношения к вопросу гражданства, разобраться с проблемой, используя глаголы будущего времени - «дам поручение», «внесём».

При этом зайти слишком далеко «группа Володина» побоялась и ограничилась лишь принятием самых простых и минимально меняющих нынешнее положение вещей поправок. Тогда как поправка Затулина из его декабрьского законопроекта о расширении понятия носителя русского языка с тем, чтобы включить в него всех лиц, родившихся на территории РИ или СССР в целом, была отклонена. Правда, Володин в ходе обсуждения не отмёл её полностью, а только попросил Затулина согласовать её с МВД. Но накануне третьего чтения Кремль прямым тестом заблокировал эти изменения, вбросив в «Коммерсант» статью о том, что АП, МИД, МВД и правительство категорически против них возражают.

С другой стороны, кремлюги, как обычно, оставляют себе режим ручного управления ситуацией: даже единичных счастливчиков, получивших российский паспорт, можно будет его лишить. В этом, видимо, и заключается смысл добавления "украинских поправок" в один пакет к "террористическо-экстремистским". Разумеется, вовсе не обязательно объединять кнут и пряник в одном законодательном акте, но кто знает: может быть, они решили убить сразу двух зайцев, да и летняя сессия подходит к концу.

Если, конечно, перед нами не очередной "процесс", не предполагающий результата. Впрочем, кое-что прояснится уже в ближайшее время: третье чтение назначено на 19 июля.

Посмотрим.

P. S. Для информации и без комментариев: пока готовился материал, появилась статья О. Шкоды на ту же тему.

Текст на Политпрогнозе

***

Выражаю благодарность за важные дополнения и помощь уважаемой politnotes.

***
ОБНОВЛЕНИЕ 19.07.17. Итак, Госдума приняла закон в третьем чтении. За неделю его текст, без изменения смысла, был стилистически отредактирован, что лишний раз подчёркивает спешку при запихивании "украинских" поправок в совершенно другой законопроект. Теперь впереди два этапа: проштамповать в Совете Федерации и подпись Путина.

ОБНОВЛЕНИЕ 31.07.17. Совет Федерации 25 июля проштамповал, Путин 29 июля подписал закон. Вступает в действие с 1 сентября 2017 года.

Госдума, беженцы, эрэфянство, русские, Путин, Кремль

Previous post Next post
Up