Помощь по капле

Mar 20, 2017 11:34


Прежде всего, благодарю уважаемую politnotes за подробный анализ последних законодательных инициатив депутатов Госдумы, направленных на облегчение положения русских "нероссиян" в РФ. Речь идёт главным образом о законопроектах № 69201-7 (Затулина-Поклонской) и № 54735-7, внесённого депутатами от ЛДПР и СР. Будучи согласен с большей частью выводов автора и с общей мыслью статьи о том, что в рассматриваемом вопросе следует приветствовать любые движения вперёд (или, другими словами, - хоть так!), добавлю, тем не менее, некоторое количество дружественной критики и своих замечаний.


1. Я категорически не согласен с используемой автором характеристикой "формулировки более адекватные" в отношении летних законопроектов от депутатов КПРФ. Ровно наоборот - это предательские и неадекватные формулировки. Мы не должны подстраиваться под холодное безразличие кремлёвско-думских мразей, а должны говорить правду. Подробно по поводу лексики я размещал целый ряд материалов. И это не второстепенный вопрос.

Попутно отмечу, что в этом смысле хунта совершенно последовательна и никогда не допускает подобных "нюансов". Чтобы долго не разъяснять - наглядный пример:




Этим пронизаны все сферы украинской публичной жизни, от СМИ до издаваемых киевским режимом "законов" и "распоряжений". Враг всегда остаётся врагом. Никогда не будет написано, например, правительство Крыма - только "правительство" оккупированного Крыма. Методологически украинцы поступают абсолютно верно, только их воля направлена на зло.

2. Я не согласен с оценкой возможного принятия поправок Затулина-Поклонской как значительного прогресса. Де-факто, они сводятся к следующему:

а) для претендующих на получение статуса носителя русского языка предлагается отменить ограничение по отношению к месту рождения их предков: убрать в пределах границ РФ, оставив "на территории, относившейся к Российской империи или СССР". Ограничение содержится в части 1 статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (любопытно, что в официально внесённом (!) в Госдуму проекте статья указана неправильно - 31.1, что ещё раз подтверждает тот факт, что готовился этот проект в спешке и без особой тщательности);

б) для лиц, признанных носителями русского языка, при подаче ими заявления о получении вида на жительство в РФ (ВНЖ), предлагается устранить требование об отказе от гражданства другого государства;

в) для лиц, признанных носителями русского языка, предлагается отменить трёхлетний срок действия ВНЖ.

В последних двух случаях поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Что здесь не так?

2.1. ВНЖ, действительно, можно назвать путём к гражданству. Но поправками Затулина не устраняется серьёзное практическое препятствие к его получению - экзамен перед "комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка". "Украинцы" могут не успеть на этот экзамен - их выдворят раньше, чем подойдёт многомесячная очередь, об этом в своё время писал кремлёвский пропагандист В. Шурыгин (точнее - даже кремлёвский пропагандист Шурыгин). Порядок работы той самой "комиссии" определяется приказом ФМС России от 26.05.2014 года «О порядке формирования и работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Согласно этому приказу, "комиссия" заседает "по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал". Какой на практике может быть "мера необходимости" для работников ФМС, можно судить по такому отзыву:

"Я гражданин Казахстана. Моя мама гражданка России и постоянно проживает на территории РФ. Когда я обратился в местное УВМ УМВД для признания меня НРЯ, мне сообщили, что комиссия по признанию НРЯ заседает 1 раз в квартал и принимает только 20 человек. Записав меня в очередь, сказали, что вызовут меня, как подойдёт очередь. Я в этой очереди стою около 100. Получается в этом году они меня не вызовут".

Таким образом, тем, кто успел, и был-таки признан носителем русского языка, затулинский законопроект поможет, поскольку им не надо будет предоставлять справки об отказе от укрогражданства, а также опасаться истечения трёхлетнего срока действия ВНЖ. Остальным - увы: указанные поправки не отменяют самого "экзамена" для бывших граждан бывшей украины, до которого надо дожить и не быть выдворенным прямо в лапы сбушников. К тому же, очередь в "экзаменационную комиссию" общая и для "украинцев", и для всех других.

2.2. Кроме того, поправками Затулина-Поклонской не затронут вопрос получения гражданства РФ (а не ВНЖ): "фильтрами" остаются как необходимость отказа от иностранного гражданства, так и необходимость получения статуса носителя русского языка (соответственно, пп. "г" и "д" ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").

3. Теперь перейдём к законопроекту ЛДПР-СР. Он представляет собой видоизменённый вариант первой попытки ЛДПР-овцев от 24.02.2014.

Смысл поправок в обоих случаях сводится к упрощению получения русскими гражданства РФ (без предварительного оформления ВНЖ).

Отличия между вариантами трёхлетней давности и нынешним таковы:

а) ранее под русскими подразумевались те, кто мог бы "доказать" свою "этническую принадлежность" к русским, а теперь достаточно, чтобы "национальность хотя бы одного из родителей указанного гражданина или лица записана в акте о рождении указанного гражданина или лица как русский". Вместо "этнических" предлагают, так сказать, "полуэтнических";

б) для тех, кто согласно вышеприведённому определению будет признан русским, ранее предлагалось отменить необходимость соблюдения целого ряда жёстких требований (соответственно, пп. "а", "в", "г" и "д" ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"), а теперь предложено отменить только пп. "а", "в" и "д". То есть, три года назад законопроект оставлял лишь требование соблюдать Конституцию РФ, а сегодня оставлено также требование отказа от иного гражданства (п. "г").

3.1. Сначала про п. "г." ч. 1 ст. 13 62-ФЗ. Процитирую его часть:

"Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин".

"Зависящие от лица причины" или "не зависящие", решает исполнительный орган власти РФ. На практике это означает, что самых незащищённых (с оккупированных территорий) могут вытолкнуть прямо в лапы к украинским гестаповцам.

Для нас: дикость и людоедство считать, что проживание на оккупированных территориях - "зависящие причины".

Для них: наоборот, это нормально (а то, что вы там кому-то не нравитесь и вас могут немножко убить или посадить, - ваши трудности). Вот на освобождённых частях ЛДНР нет укроорганов, которые выдают искомые справки, - вот это да, это мы понимаем, это "не зависящие причины".

Отмечу, что данный вопрос "обошли" в своих законопроектах как Затулин, так и ЛДПР-СР. То, что в обоих случаях бережно не затрагивается именно п. "г" ч. 1 ст. 13 62-ФЗ, говорит, на мой взгляд, лишь об одном: Кремль хочет сохранить рычаг для ручного управления соответствующими процессами.

3.2. И к вопросу об "этнических" или "полуэтнических" русских.

На постукраинском пространстве много "украинцев" по документам (по советским, в том числе) - русских людей. Заложенное в поправках ЛДПР определение русскости, что нынешнее, что прошлое, разом отсекает их всех, и не только их, от возможных выгод принятия данных поправок. Позволю себе собственную цитату:

"Что это? Вопиющая некомпетентность, работа на публику или сознательно заложенная бомба, чтобы закон не прошёл? Какие документы они могут предъявить, чтобы доказать "этническую принадлежность к русским"? Причём тут "этническая принадлежность"? Кто такие "украинцы" с территории бывшей УССР? Скольких русских записывали "украинцами" или ещё кем в советские документы - даже если таковые сохранились? Это законопроект по Узбекистану или по украине?"

Если применить поправки ЛДПР-СР к русским, условно скажем, Туркмении, - тогда да, изменения в законе будут выглядеть серьёзнее (хотя всё равно - с немалыми изъянами). В условно "туркменском" вопросе они стали бы большим шагом, чем поправки Затулина, ибо ЛДПР предлагает вообще убрать необходимость ВНЖ для "этнических хотя бы наполовину" русских (оставив, однако, ручной режим Кремлю).

Но разве такой вопрос сегодня требует первоочередного решения?

Разве не русским людям с бывшей украины в первую очередь сегодня, как воздух, нужна помощь? Причём тут вообще "записанная... русская национальность"? Именно сквозь эту призму я рассматриваю все эти и прочие тематические законопроекты.

Именно этот вопрос - кровоточащий и громко взывающий о несправедливости - является сегодня самым важным. Именно на него надо дать приоритетный ответ.

Ответ, предложенный поправками Затулина и ЛДПР, и даже их совместным принятием - неудовлетворительный. Эти законопроекты, на мой взгляд, готовились явно при наличии императива "главное - чтобы "лишним людям" не дать стать россиянами" - большего, чем императив помощи "носителям русского языка". Да, эти поправки, в случае их принятия, принесут некоторую пользу. Кран отвернут ещё на пару микрометров (при том, что, было бы желание, ничего не стоит открыть его полностью). Да, и это прогресс. Но прогресс крайне незначительный. И задуманы законопроекты не для тех, кто больше всего нуждается в поддержке и помощи - людей с бывшей украины.

Текст на Политпрогнозе

Госдума, беженцы, эрэфянство, русские, Кремль

Previous post Next post
Up