Всем привет!
Задали мне тут один интересный вопрос.
На Светлановской площади в Питере был замечен эдакий указатель (как я предполагаю, висит он так довольно давно), который направляет заблудившегося авто-путешественника к федеральным трассам М-10 и М-17, стрелочка прилагается. Если ехать от Пионерской висит это скромное чудо на самой площади, слева от проезжей части, до перекрёстка с проспектом Энгельса.
Вот ссылка.
http://maps.yandex.ru/?ll=30.325385%2C60.003010&spn=0.010042%2C0.001349&z=17&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=30.32538507%2C60.00301031&ost=dir%3A83.9692287738113%2C1.451939831715538~spn%3A66.32504294920948%2C37.47194933403675 Вопрос следующий. Если М-10 это федеральные трассы «Скандинавия» и «Россия», то что такое М-17? Первичный поиск показывает, что такая дорога есть на Украине… но причём здесь Питер? Может это старый номер какой-то другой трассы? В списке федеральных автодорог на той же Википедии номер М-17 вообще пропущен
Я задумался и стал писать ответ, который вылился в более-менее чёткое повествование о том, как вообще менялась нумерация федеральных автодорог в России за последнии 20 лет, откуда вообще взялись эти «федеральные дороги», почему пропали какие-то из них, где же теперь искать их правильный список.
Что же такое М-17? Может ли быть это какой-то «старой» дорогой?
Дело в том, что в позднем СССР была нумерация автодорог, рассчитанная на весь союз. Автодорога всесоюзного значения М-17 (именно всесоюзные дороги начинались на «М-») тогда пролегала по маршруту Киев - Львов - Ужгород - граница с Венгрией, я специально посмотрел атлас 1986 года. Кстати «федеральной» она не являлась просто потому, что не было тогда никакой Федерации
Но нужно понимать, что нумерация в СССР была построена немного не на тех принципах, что сегодня - нумеровались не столько автодороги (как физический объект), сколько их маршруты, которые могли быть всесоюзного значения, республиканского, областного и пр.
Сегодня же всё определяет собственность на физические объекты. Поэтому за обслуживание региональных дорог платят регионы, а за федеральные дороги платит Москва. У СССР, по сути, карман был один, в каждой области были организованы предприятия, обслуживавшие сразу все автодороги, вне зависимости от того, какое значение они имеют.
Когда СССР развалился, все отколовшиеся республики, пусть и разное время, ввели у себя свои системы нумерации автодорог. В некоторых странах, где кириллица осталась главным алфавитом, основные дороги по-прежнему нумеруются как «М-х». Какие-то из номеров даже стали перекликаться с бывшими советскими. Так автодорога М-1 Республики Беларусь соответствует бывшей советской М-1. Потому, следуя из Москвы в Брест через Минск и Смоленск, мы сначала будем ехать по российской М-1, а потом попадём на белорусскую М-1. А вот М-17 в Белоруссии не появилось - слишком небольшая страна.
Международные автодороги Украины также сейчас нумерованы типа М-х. Есть там и М-17 - «Херсон - Джанкой - Феодосия - Керчь». А вот направление Киев - Львов - Ужгород теперь считается международной дорогой Украины «М-06».
В Российской же Федерации долгое время сохранялись советские номера основных дорог - те, что остались за пределами России, просто выпали из нумерации.
При этом в 1990-е и 2000-е годы шёл процесс размежевания. Появился федеральный «РосАвтоДор», которому были переданы основные автодороги, теперь получившие название "федеральные". В том числе были переданы все бывшие «союзного значения» на территории РФ, нумерация которых начиналась на «М-», а также многие бывшие «республиканского значения». За эти годы перечень менялся, что-то дополнительно передавали федералам, что-то наоборот. А нумерация по-прежнему оставалась поздне-советской.
В результате неразберихи ещё добавилось.
Примеры.
Дорога республиканского значения Р-239 «Казань - Уфа» была под этим номером отдана федералам. Соседний же республиканский маршрут Р-240 «Казань - Самара» был по частям передан регионам: Татарстану, Ульяновской и Самарской областям.
Но многие ли знают эти тонкости? На многих сайтах можно до сих пор встретить Р-240 «Казань - Самара» среди федеральных дорог, хотя этот номер уже отдан другой дороге («Уфа - Оренбург»).
Даже в Википедии эта ошибка сохранилась - в общем списке Р-240 правильно «Уфа - Оренбург», щёлкаешь по ссылке и попадаешь на страницу автодороги «Казань - Самара», которая никогда и не была федеральной.
Лишь во второй половине 2000-х годов, после принятия нового федерального закона об автодорогах (№257), и в соответствии с этим законом, постановлением Правительства был утверждён новый «ПЕРЕЧЕНЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ».
Вот на него ссылка, имеющаяся в Википедии -
http://mvf.klerk.ru/auto/auto_101.htmИменно этот документ и является первым и главным официальным источником списка федеральных автодорог России.
В этом перечне предложена и новая нумерация федеральных автодорог, но при этом до конца 2017 года разрешено применять и старые номера - переходный период, за время которого можно сменить знаки, постепенно править документацию и прочее. Некоторые дороги сохранили свои номера, но основная часть нет.
Раньше на «М-» начинались все общесоюзные автодороги - теперь только начинающиеся от Москвы.
Пример. Автодорога М-10 раньше включала в себя два участка:
- М-10 «Россия» Москва - СПб» и
- М-10 «Скандинавия» СПб - Выборг - граница с Финляндией.
Теперь:
М-10 «Россия» сохранила номер, а «Скандинавия» теперь будет «А-181».
Автодороги М-17 по новой нумерации совсем нет, как и М-18. «М-» теперь всего 11 штук. Остальные «Р-» и «А-».
Теперь вернёмся к первоначальному вопросу.
Что же там за указатель на Светлановской площади?
М-10 - понятно. А вот с «М-17» теперь точно ясно, что это какой-то бред, так как ничего похожего вокруг Питера не было и нет.
Предположу, что там должны были указать на самом деле М-18, что соответствует федеральной автодороге «Кола» СПб - Мурманск - граница с Норвегией по старой нумерации. Ну а теперь она и вовсе Р-21.
Вот так.