О плацкартном вагоне.

Oct 07, 2013 19:44

Где-то мне доводилось читать о том, что плацкартный вагон это одно из лучших изобретений советской эпохи, при этом он очень точно выражает сам дух того времени, дух идеи совместного общежития. Что тут сказать, я вполне согласен с это мыслью.

Сейчас я не возьмусь сказать, что плацкарт исключительно советское изобретение, но знаю следующее. Наш плацкарт является прямым наследником дореволюционного вагона 3-го класса, вагона для простого народа, жёсткого вагона. Сами российские просторы толкнули отечественных инженеров к такому решению. А как иначе перевезти массового пассажира на значительное расстояние? Было что-то подобное и в других странах, должно было быть, но есть ли теперь?
В Европе однозначно нет. Европейский аналог плацкарта - вагон типа «кушет» представляет собой 3-х или 6-ти местное купе… три полки располагаются друг над другом. Это при условии, что высота потолков и ширина вагона там меньше нашего (европейский габарит). Расстояние между полками там такое (по высоте), что все трое пассажиров могут или сидеть (полки сложены), или все трое могут только лежать - иного не дано. Другое дело, что эти вагоны и не предназначены для поездки длиннее суток - максимум день да ночь, не более. А более оно и не нужно - далее в Европе принято летать.
Принято летать и в Америке, будь то Канада или США. Хотя в США, как мне известно, небольшое количество дальних поездов, со временем хода более 1-2 суток, всё-таки имеется. И вагоны там весьма интересной планировки, многие двухэтажные, и сервис неплохой. Другое дело, что дальние железнодорожные поездки там товар не массовый - нацелен на неспешных путешественников и на тех, кто летать принципиально не любит. Сервис этот в США недешёвый, пассажир спального вагона там априори считается пассажиром 1-го класса, к услугам которого на крупных вокзалах открыты отдельные залы ожидания первого класса, а багаж как в самолёте сдаётся в специальный вагон.
Очень интересные спальные вагоны есть в Финляндии, но  класс обслуживания там тоже не российский.
Где ещё может быть похожее? Китай? Наверное, хотя сейчас там всеми силами развивают высокоскоростное сообщение - в любую точку страны (кроме Тибета и Западного Китая) можно будет добраться из Пекина за 8 часов на высокоскоростном сидячем поезде. И построено этих линий там уже немало.
Индия? Мексика? Бразилия с Аргентиной? В Бразилии, сколько мне известно, пассажирское ж/д сообщение терпит упадок, то же и в Аргентине. Про Мексику я не в курсе, может и нет там столь длинных маршрутов. В Индии пассажирское сообщение на железной дороге широко развито, но качество сервиса уж слишком хромает, деталей не знаю.
А российский плацкарт живёт и здравствует, так как нет ему у нас адекватной альтернативы - нет иной возможности засунуть в вагон 52-54 человека и каждого обеспечить лежачим местом с бельём, кипятком и туалетом. Кстати отмечу, что в сидячем вагоне скоростного поезда «Сапсан» количество мест почти такое же. И дело ведь ещё и в том, что плацкарт даёт каждому пассажиру разумную альтернативу лежать или сидеть, когда он хочет (в Европе или все лежат, или все сидят).
А ещё плацкарт как бы немного учит жизни, быть человеком. Люди вынуждены учиться договариваться между собой, даже если не знакомы. Да и было бы странно обратное, при условии, что ехать тебе, например, 2-ое суток и более. Один поможет другому сумку тяжёлую на 3-ю полку забросить, другой его к столику поближе пообедать пропустит. Да, наверное, настоящему европейцу и не понять, как это кто-то чужой может сидеть у тебя в ногах на полке, или как можно переодеть штаны прямо в вагоне, в котором нет дверей, а в туалет очередь. Но ведь даже очередь в туалет не фатальна - я вот, зная о ней, перед прибытием схожу заранее или, наоборот, схожу потом на вокзале. А ещё можно поиграть с соседями (вовсе чужими тебе людьми) в карты, когда уже совсем невмоготу читать, а потом найти с другими соседями общие темы для разговора. Не пугайтесь, с соседями в поезде действительно иногда вполне можно играть и в карты, и в шахматы, и во что-нибудь ещё - не стоит только играть на деньги.
А ведь ещё нормальные соседи всегда посмотрят за твоими вещами, когда ты пошёл на вокзал за лимонадом - проблемы не нужны никому в вагоне (чаще всё-таки не нужны), потому народ смотрит по сторонам.
В плацкарте почти нет личного пространства - почти всё общее… эдакая мечта советского строителя социализма, в которой всё только отрицательное.

Радостно, что эта схема по сей день работает. Что у людей по-прежнему есть возможность такого бюджетного перемещения по своей стране. Важна она и для меня, хотя привыкнуть и перестроиться мне как раз непросто - всё-таки индивидуалистом я воспитан, так привык. По работе мы или летаем, или нам оплачивают купе.
Но вот я в отпуске и плачу из своего кармана. Ехать на машине за пару тысяч километров мне далековато - такой путь отнимет много времени и нервов, не позволит, в отличие от поезда, ни полезно читать, ни писать посты для ЖЖ. Лететь мне дороговато без особенной необходимости. Нет, ну действительно, слетать в Израиль можно дешевле, чем на Урал! Тем более, долго ехать в купе по цене самолёта мне кажется форменным издевательством…
Потому плацкарт!
Иногда душный, иногда дующий из щелей, с разными соседями, простыми и не очень, детьми, любителями выпить и любителями поспать… но дающий мне сносную возможность путешествовать по нашей огромной стране.

дорожные заметки, размышления

Previous post Next post
Up